Больше рецензий

LinaSaks

Эксперт

Случайный, Лайвлибовский

12 октября 2021 г. 13:01

323

5 Мир глазами ребенка.

Произошло возвращение в детство, когда детективы для детей читались взахлеб. И пани Иоанна всегда выделялась на фоне всех книг, потому что у нее в книгах были не отдельно дети и взрослые, когда даже не всегда понятно, где дети живут и ходят ли они в школу, а дети с семьей и семья всегда принимает участие в делах детей, даже если и не понимает этого. Получаются сразу уютные и жизненные книжки, потому что ты вряд ли найдешь пещеру или встретишь шпиона, ты не можешь подать объявление в газете о частном сыске и к тебе точно люди с постоянством как у Трех сыщиков не пойдут, и уж точно таких неожиданностей как у Нэнси Дрю не произойдет (про нее книжки совсем не люблю, прочитала две, поняла, что все на случайностях и бросила). А вот чердак, подвал, улица - это всегда под рукой и ты точно так же как Яночка и Павлик мог бы там что-то найти и вот уже получаешь награду как лучший помощник милиции/полиции.

С Яночкой и Павликом я уже была знакома по другой истории произошедшей с ними, поэтому так приятно было встретить их снова и узнать с чего все началось. И приятно было встретиться дополнительно с миром, который создает пани Иоанна. Ее книги отличаются семейностью. И это живые семьи и именно ее. Они отличаются от всех семей, которые есть в других книгах с комедией положений в жанре. Их трогательная сумасбродность не дает покоя многим писателям, которые так хотят описать свои выдуманные группы героев именно в таком стиле. Но пани Иоанна не описывает героев, а создает живых людей, в этом и отличие. У нее нет натужности для создания комедийности, сами люди, с их характерами, проблемами, с пониманием друг друга такое создают. Поэтому нам и смешно, и тепло, потому что мы узнаем собственные семейные посиделки, когда что-то простое начинает перерастать, казалось бы, в фарс, но как раз в фарс не превращается, потому что мы все же следим за ситуацией и желаем в ней разодраться. И с семьями пани Иоанны происходит тоже самое. Ситуации, ирония, словесные перепалки, детские выдумки - это мир в книгах Иоанны Хмелевской, ну детские выдумки только в детских детективах.

Есть еще кое-что, что дорогая наша пани добавляет в свои книги, ну кроме быта и самого детектива, она добавляет историю. Иногда это история самой страны, история людей до войны, в войну, иногда это история города, его изменения. У нее всегда есть что рассказать и показать дополнительно глубже простого развлечения.

В данной истории есть не только Варшава 1979 года, где есть милое на сегодняшний день упоминание трабанта (автомобильчик такой), улочек с не панельными домами, дети, спокойно гуляющие на улице и почтальоны, которых и ты знаешь в лицо и они тебя. Где есть милиция, которая слушает детей и готова потратить время, чтобы заняться их шифром. Тут есть история военной Варшавы, когда на чердаке прятали людей и не все немцы при этом были фашистами. Где есть и история перед войной, когда все не нужное закидывалось на чердак и теперь многое просто непонятно детям конца века. И, когда читаешь про это в книге, можешь понять, почему современный ребенок не в состоянии понять, как набирать номер на дисковом телефоне и вставить кассету в плеер. В книгах у пани Иоанны всегда есть еще что-то, как двойное дно, что делает ее богаче и удивительнее.

Точка отсчета в данной истории - это выселение соседки из большого семейного дома, который достался в проклятое наследство. Взрослые пытаются ей угодить и подыскивают квартиру, а дети, Яночка и Павлик, идут своим путем, они пытаются понять, что держит соседку в доме. Вот тут и начинается удивительное и захватывающее, потому что дети со свойственной им смекалкой начинают свое расследование и проникают во все заповедные места. Для них нет преград, потому что они пытаются помочь собственной семье - это не праздное любопытство, это очень личное расследование, поэтому в него и попадает бабушка, которую еще надо было обучить, она ведь не умная собака, которая все схватывает на лету) И так приятно читать как мир детей вплетается в мир взрослых и обратно, потому что по другому и не бывает, эти миры связаны и наверное отдельное великолепие книги, что история ведется именно из мира детей, то что ребенку понятно не нуждается в объяснении, то что ребенку непонятно обрастает ужасами и опасениями и требует разъяснения. Это как съемка "Инопланетянина" с роста ребенка, что до этого (так говорят, я не проверяла) не делалось в кино. И тут тоже книга с роста ребенка, не взрослый рассказывает о мире ребенка, а ребенок смотрит на мир. Поэтому так великолепно звучит фраза:

— Правильно сделали, значит, тоже соображают, — похвалила Яночка милицию.

Ну, конечно! Именно так быть и должно. Ребенок считает, что взрослые они тугодумы, они многое не понимают и поэтому похвала Яночки, это только со стороны смешно, а на самом деле обыденное простое действие.

Гениальным было в самом начале книги показать разность миров взрослого и ребенка и главное задать манеру того, как и кто будет думать, потому что взрослый задает вопрос, а объясняет ребенок, и ты сразу попадаешь на его уровень, ты сразу проникаешься его логикой и тебе, так же как и ему, взрослые кажутся тугодумами.

— Ручное оружие?
— Да, именно ручное. Такая большая железная шкатулка, которая запирается ключиком. Бабуля держала ее в руках.
Смятение все больше овладевало учительницей.
— Шкатулка в качестве оружия? Постой, а что, собственно, бабушка с ней делала?
— Размахивала в разные стороны, а потом положила и сказала, что слагает оружие. А раз держала в руках — значит, ручное.

И уже двигаясь из этой точки ты легко воспринимаешь все происходящее, особенно как дети получают такую прекрасную собаку, которая всех очаровывает, но самый главный ее плюс - она умная! И тут уже включается сама пани Иоанна, она подспудно учит ребенка, что нужно для того, чтобы собака была такой замечательной, не просто командовать ей, а читать книгу о том как воспитывать собаку, Яночка не раз произносит "я прочитала", когда указывает на то, что нужно делать, чтобы Хабр делал то, что от него требуется.

Пани Иоанна, вообще выделяет много важных вещей и книга помогает заглянуть в мир ребенка и обратить внимание на то, как этот мир можно выстроить. И тут же это чудесное семейное сплетение. И история. И детектив. Восхитительный букет, где каждый герой важен. Папа, как человек, знающий каждую проблему и составляющий план как их решать. Мама, как женщина, которая помогает и поддерживает самого главного в семье и поддерживающая мир в доме. Бабушка - это вообще важная часть дома, она и кормит, и помогает и столько всего знает и умеет! Дедушка только кажется тихим существом, а на самом деле он подспорье в доме и на нем образование внуков, хоть в первый момент ты этого и не понимаешь, это раскрывается потом, когда начинаешь вкапываться, откуда и что дети знают. Это как кирпичик на кирпичике и получается - дом. А привидение... А как еще изгнать злых ведьм, если не приручить свое привидение, пусть даже и из тыквы?

Вот вроде бы детектив, а как семейную историю прочитал и улыбаешься. Вспоминаешь книгу и опять улыбаешься. Очень хочется всем книгу посоветовать, но вот с детьми будет, может и проблема из-за года написания, все же 1979... Наверное, читать детям лучше, когда им 10 лет уже есть, они уже как-то могут и спросить что-то непонятное или в гугл залезть. Потому что даже я, читая, какие-то моменты понимала скорее из воспоминаний своих, но мне приходилось забираться в память, сопоставлять и тогда я понимала, о чем идет речь или как это выглядело, но сами действия детей, мотивации, должны ребенку быть понятны, а ситуации порадовать)

картинка LinaSaks

Книга прочитана в рамках чтения Клуба литературы разных стран, Хэллоуин - неформат.
Игры Книгомарафон (октябрь 2021). ЖИЗНЬ С ЧИСТОГО ЛИСТА
Игр в Трактире "Чердак"
Произвелся сбор цитат для конкурса Книгомарафона "Ужасающе жуткий шабаш".