Больше рецензий

12 октября 2021 г. 10:54

644

5 ВСКРЫТИЕ ПРОШЛОГО

Какая-то скукотища, заснула...

Светлана П.

«Тёмные тайны» – то самое исключение из правил, которое всегда нужно держать в уме, и которое хоть как-то, но оправдывает те помпезные списки книжных бестселлеров «Нью-Йорк таймс» или «Бук Ревью», что дурят своей репутацией читателя...

одно из мнений в Инете

Скажу честно – её [Г. Флинн] простой стиль цепляет...

та самая Крошка Ли из Дзена

Дочитать до конца меня заставили жалость к потерянному времени и желание узнать развязку...

ещё одно мнение

Хороший триллер должен создавать смутное предчувствие беды, заставить почувствовать лёгкое недомогание от того, что вы понимаете: что-то определённо не так...

Гиллиан Флинн

* * *

Либби Дэй влачит не вполне адекватное существование. Перемахнув за третий десяток, она не работает, огрызается на окружающих, ворует в гостях у знакомых их вещи и всячески отстраняется от реального мира.

В свои восемнадцать Либби стала обладательницей трёхсот двадцати тысяч долларов, а спустя тринадцать лет горестно обнаружила, что от этой сладенькой суммы остался жалкий косарь. Это и сообщает ей её адвокат, дополнив свою речь неизбежной в таких случаях фразой: пора идти на работу, милая...

Откуда у противоречивого персонажа такие огромные деньги? Дело в том, что когда Либби была наивной семилетней девочкой, её старший брат Бен перебил ночью всю семью, используя дробовик и топор. Сестру Мишель он задушил, сестру Дебби перерубил, а матери снёс голову прямым выстрелом. В мгновение ока большая семья перестала существовать. Более того, Бен изрисовал кровью стены, выводя на широких поверхностях непонятные сатанинские символы. «Поехал кукухой, всё ясно», — подумали полицейские, сажая парнишку за решётку. На суде, чудом спасшаяся Либби, дала оглушительные показания, заявляя во всеуслышание, что видела, как Бен стирал в порошок кровных родственников. Общественность в шоке, газеты пестрят мрачными заголовками, доброжелатели со всей страны пересылают крошке Либби хоть какие-то деньги для дальнейшей жизни... и «каких-то» денег набирается триста двадцать тысяч, которые наша главная героиня получает в день своего совершеннолетия... Вот так незамысловато и просто.

Но сейчас про Либби забыли, всё осталось в прошлом, денег у неё нет, а их ой как хотца! И в этот самый момент, когда следует взять себя в руки и начать пахать, она получает письмо от неизвестного мужчины, по имени Лайл.

Незнакомец приглашает её в своеобразный «клуб», где обычные обыватели расследуют громкие преступления, подобно легендарным сыщикам. «В нашем клубе очень много людей, — сообщает ей Лайл, — и вашим делом здесь тоже интересуются. Было бы неплохо, если бы вы ответили на пару любопытных вопросов. За это мы, конечно же, заплатим».

Либби слышит последнее слово и соглашается. А затем оказывается в компании самоуверенных персон, изучающих её семейную трагедию. Но только они не гладят её по головке, выражая сочувствие и заботу, а с ходу предъявляют, что она, будучи семилетней мелюзгой, оклеветала собственного брата. Ей говорят, что доказательств его вины нет, и даже больше – имеются множество фактов, указывающих на его невиновность.

«Но я видела всё своими глазами!» — протестует Либби. «Да как же до тебя не доходит, женщина, — отвечает ей один крепкий тип. — Тебя заставили видеть. Заставили! Чёртов прокурор потрудился на славу, и твой братишка словил вышку!»

«Выфсёврёте!», — выкрикивает Либби и убегает из злосчастного места. Но семя сомнений уже в ней заложено, и с каждым днём оно стремительней прорастает, выписывая перед глазами очень важный вопрос: «а виновен ли Бен на самом деле?» Настало время интенсивно разобраться в тёмных тайнах собственного прошлого. И, быть может, участники клуба ей в этом помогут.

Спустя двадцать с лишним лет Либби Дэй начинает действовать. Садимся поудобнее и наблюдаем. Заварушка начинается!

* * *

Начнём с того, что триллеры бывают разными. В одних произведениях сюжет несётся мощным потоком Ниагарского водопада, а в других напоминает воды безмятежного озера, раскинувшегося в центре густого мрачного леса. А ещё триллеры бывают неправдоподобными, когда история заворачивает в страну Абсурда, и главные герои натыкаются на такую халтурную дичь, что слёзы заливают глаза от обиды и сурового обмана дерзкого писаки.

Я, как любитель качественного трешака, по большей части склоняюсь к первому варианту. Когда жуткая загадка разгоняется до 200-от км/час, при этом нигде не проседая, – это круто, это нужно уметь. Проработанный скоростной сюжет автоматически подразумевает заботу о читателе. Писатель не просто выдаёт историю из головы, а преподносит настоящий подарок для сторонников жанра, дабы в их головушках дофамин выделялся огромными дозами. За это, простите, не грех и заплатить деньжат, ведь бесплатного сыра просто-напросто не существует.

Когда же я натыкаюсь на «безмятежное озеро», то, сперва, анализирую окружающую меня текущую обстановку. Если в моей жизни преобладает некоторая динамика, то такое чтиво мне не зайдёт. Это сто процентов. Для того, чтобы вкушать «озёра», необходимо спокойствие – как внутреннее, так и внешнее. Нужно точно знать, что время для чтения неторопливого повествования обязательно отыщется. В противном случае, можно прийти к искажённому выводу, что книга – отстой, даже если она таковой не является.

«Тёмные тайны» Гиллиан Флинн относятся ко второму случаю. Это классическое безмятежное озеро, которое хранит в толще воды множества кошмарных видений. Такую книгу надо смаковать, вертя в голове каждое предложение, рассматривая каждый абзац, оценивая каждую главу. Читать по диагонали такие вещи не интересно и не выгодно, ибо поверхностное ознакомление, во-первых, отнимает время, а во-вторых, создаёт ложное представление о талантах автора.

Хотя, не спорю, порой создаётся впечатление, что в «Тайнах» много лишнего текста – всякие там дотошные воспоминания и ни на что не влияющие рассуждения героев. Однако данная избыточность оправдана полным погружением в разворачивающиеся на белых страницах события, делая читателя полноценным наблюдателем, что, безусловно, при внятном и детальном анализе, ни разу не огорчает, а только лишь радует. Так что Гиллиан Флинн написала вполне годную штуку, читать которую нужно неторопливо, плавно и ритмично, дабы заставить голову «работать», выискивая подходящие версии произошедшего преступления.

Так что на этом, пожалуй, всё. «Классная книга», — единственное, что я могу сказать, друзья. Всего наилучшего, до новых встреч!

* * *

Ну хорошо, давайте попробуем выражение «классная книга» раскрыть в полной мере, ведь некоторым книга не зашла – так с чего вдруг она классная? Нужно это объяснить, причём доходчиво, с аргументами, иначе рецензия будет смахивать на банальную вкусовщину, мне, мол, понравилось, а остальные – как хотят. По факту, конечно же, она и останется вкусовщиной, ну да и ладно. Итак, быстренько пробежимся по главным пунктам.

Во-первых, история интересная. Капитан Очевидность так и сказал. Никто не читает унылые сюжеты. Вернее, читают, сжимая кулаки от злобы, лютого негодования и явной бессмысленности сего действия. Люди придерживаются своего принципа: раз уж начал читать – дочитай до конца. Но зачем? Если вы любите триллеры, но очередной экземпляр не вызывает у вас интереса, – для чего его продолжать читать? Если после сотой страницы, кроме скуки, произведение больше ничего не вызывает, зачем его осиливать? Никогда не понимал такого усердия, оно отнимает только время. А время самое дорогое, что у нас есть; оно то единственное, что исчезает безвозвратно. Поэтому, растрачивать его на, простите, унылое говно, не совсем эффективно.

Так вот, люди всё же читают тоскливые истории, но никому это не нравится. Что же касается «Тёмных тайн», то их история затягивает. Она делает это ненавязчиво, практически незаметно, но по завершению шестой-седьмой главы, создаётся полноценное ощущение того, что это интересно. И здесь нужно отдать должное автору, ибо Гиллиан Флинн в начале создаёт иллюзию полной конкретики, а затем переворачивает всё с ног на голову, выпуская на поверхность своего озера глобальный вопрос: а так ли всё на самом деле, как нам кажется? И именно этот переворот заставляет нас продолжать поглощать строчки – и, следовательно, нырять в глубину. Если не читать аннотацию к книге, то такой резкий манёвр становится прям классной неожиданностью. Но вы, скорей всего, уже такого не почувствуете, так что извините.

Во-вторых, история весьма убедительна. По мере изучения, мысль о том, что нам навязывают фальшивую дичь, проходит стороной, радостно отправляясь к другим читателям. Всё, что описывается в книге, могло иметь место в реальности. Чувства персонажей раскрыты очень хорошо, мотивация главной героини не вызывает недоверчивой ухмылки, второстепенные лица прописаны жизненно и профессионально, а само преступление имеет достоверную структуру. Напряжение в романе нарастает с каждой страницей, и где-то на середине возникает практически неконтролируемый порыв перелистнуть на финал и посмотреть, что же всё-таки там случилось. Это признак отличного триллера, здесь незачем придумывать лишние дифирамбы и похвальные выражения, всё объясняется довольно просто и лаконично – это классная книга, которую нужно читать, поэтому смело качайте, покупайте и наслаждайтесь.

Что ещё? Да многое. Например, эффектная подача. Сюжет разорван на несколько линий. Мы следим за Либби в настоящем и отслеживаем по часам последний день её семьи в далёком 1985-ом. Мы всматриваемся в действия и мысли её матери и путешествуем по злачным местам с братом Беном. Мы полностью в центре истории, с одной стороны которой витиеватая путаница накануне кровавого кошмара, а с другой непутёвая Либби, продирающаяся со злобой к тёмным тайнам безнадёжного прошлого. И это всё красиво описано и шикарно преподнесено. Не сомневайтесь ни секунды, открывайте произведение, нацепляйте акваланг и погружайтесь с головой. Это того стоит.

Оценка 5 из 5.

Всего наилучшего.