Больше рецензий

Arlett

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 февраля 2013 г. 11:00

220

4

Италия. Неаполь. 1943 год. Правительство заключило перемирие с Союзниками и англо-американские войска начали бои с немцами, которые еще оставались на территории страны. Немцы отступали с кровавыми боями. И некоторые представители командования тащили всё, что можно утащить. В частности дивизия Геринга славилась тем, что вывозила национальное достояние оккупированных стран пароходами. Древнейший монастырь Монтекассино оказался в самом центре сражений. И сколько аббат не уверял, что в стенах монастыря нет ни одного немца, а только лишь несчастные беженцы из близлежащих деревень, кто ж ему в этом поверит. Монтекассино в феврале 1944 года был обречен. Больно читать, как стонали и рушились его стены под градом бомб.

За три месяца до этого, в ноябре 1943 года на одной из улочек развороченного, разоренного, голодного Неаполя встретились два друга – Ларри Хьюит и Пол Прескот. Знакомы они уже 10 лет. У них общее оксфордское прошлое, вместе учились и вместе снимали комнаты в пансионе у старой карги Хаверкрофт. Семь лет назад дороги их разошлись, Ларри уехал и не отвечал на письма Пола. За семь лет ни одного слова. Несмотря на старую обиду, дружба возродилась, тем более выяснилось, что оба могут быть полезны друг другу по службе. Ларри – начальник военной разведки ловит контрабандистов и бандитов, переведен на эту должность за хорошее знание итальянского языка. Перевод в Неаполь стал для него счастливым случаем. Он бывал в нем и до войны, занимался исследованием, которому посвятил свою жизнь. Он страстный, одержимый специалист по творчеству и биограф Перси Биши Шелли (1792 – 1822). Того самого, который друг Байрона, муж Мэри Шелли, любовник её сестры Клер Клермон, у которой от Байрона уже была дочь Аллегра. Ларри чувствует с поэтом некую душевную связь, хотя его личная жизнь не так… феерична. Роднит их драма. Ларри интересует неапольский период жизни поэта. Несмотря на наличие в доме трех любовниц (была там еще гувернантка), он печален. Это Ларри и не дает покоя. Казалось бы, мало ли у поэтов причин для меланхолии, на то они и поэты. Но Ларри видится во всем этом некая мрачная тайна. Он стремится её разгадать, чтобы после войны написать биографию поэта. Своё исследование жизни Шелли он успешно совмещает с должностными обязанностями.

У Пола специальность экзотическая. Он сотрудник Американской комиссии по охране и спасению художественного наследия и исторических памятников в зоне военных действий. Подобное удостоверение вызывает в лучшем случае смех, в худшем – презрение. Ничего удивительного. Пол не принимает участие в боях, а фактически только говорит как надо и как не надо воевать. На все его петушиные «я буду жаловаться» ответ один – меня убьют быстрее, чем ты напишешь рапорт. Так оно и было. На какое отношение тут можно рассчитывать? Спасибо, что не в зуб ногой. Пол расследует пропажу картин из Неаполитанской пинакотеки. Это дело попадало в ведомство Ларри и друзья решили объединить усилия. Для успешного расследования им был необходим толковый осведомитель. Только где ж его взять, когда бюджетом оплата подобных услуг не предусмотрена, а на шантаже далеко не уедешь. Нищий и голодный народ тюрьмой не испугать, там хотя бы кормят. Но на ловца и зверь бежит. Так в их жизни появился Сальваро Амброджио. Так началось их приключение.

Герои, которым можно простить некоторую театральность, ведут себя нелогично, а порой глупо. Когда взрослый, прошедший через фронт мужчина, начинает вести себя как экзальтированная барышня, это несколько раздражает. С другой стороны, он прошел через страшные потрясения и может вести себя как угодно. Ларри просто человек, со своими слабостями, а не неуязвимый крепкий орешек. Военно-приключенческий арт-детектив с небольшим перебором по части случайных совпадений.