Больше рецензий

9 октября 2021 г. 10:39

2K

5 "... История примирения с комнатным растением..."

Ну что ж, мои дорогие Долорес Амбридж, Клайд Гриффитс, мистер Броуди, Холден Колфил, Иудушка Головлев, Урия Хипп, Энни Уилкс и многие другие нелюбимые литературные герои, придется Вам слегка потесниться и принять в свои дружные и сплоченные ряды новенького... Прошу любить и жаловать Гордона Комстока, созданного превосходнейшей фантазией и писательским мастерством Джорджа Оруэлла! И не нужно смотреть на него так насмешливо-снисходительно. Да, на первый взгляд это всего лишь тридцатилетний неудачник, рухлядь в потрепанной одежонке и зашмыганный долдон, но какой же бесящий потенциал в нем скрывается! Так что Ваше высокомерие по отношению к нему совсем неуместно - Гордон Комсток вполне способен стать еще и вожаком вашей литературно-раздражающей стаи! Он, как мне кажется, способен довести до белого каления даже самого терпеливого и невзыскательного читателя! Интересно, а когда Оруэлл работал над этой книгой, в нем самом Комсток вызывал все те чувства, которые вызывает у читателя, или нет? Потому что, как по мне, этот персонаж отравляет и удушает, его хочется убить (при чем медленно и мучительно - приблизительно так, как он ноет на все лады в течении сюжета!). То, какой сильный эффект этот герой производит на читателя, несколько скрашивается малым объемом произведения (вытерпеть Комстока дольше было бы равносильно пыткам!). По аналогии, даже яды в малых дозах могут быть полезными. Вот так и этот роман в своей превосходно-раздражающей манере прекрасен тем, что Оруэлл знает меру...

Итак, что же есть такого в Гордоне Комстоке, что позволяет мне причислить его к выдающимся литературным триггерам и восхвалять его раздражающую составляющую на все лады. Ответ кроется в жизненной философии, системе ценностей и собственном позиционировании в социуме этого персонажа. У Гордона есть определенное представление о том, что такое хорошо и что такое плохо. И в этом не было бы ничего такого, если б он не просто драл глотку, пытаясь доказать всем правильность собственных умозаключений, но еще и жил бы в соответствии с ними. А когда слова и дело расходятся как в море корабли, при этом чем дальше слова отдаляются от дела, тем громче вой на болоте в противовес этому, источник воя начинает раздражать. Для Комстока камнем преткновения стали деньги. Ох как он ненавидит деньги, как он их презирает, как он считает нужным всем и каждому дать понять свое отношение к этому ничтожному экономическому инструменту! Но вся беда заключается в том, что жить без денег у Гордона не получается. Да откровенно говоря он и не слишком-то стремится к этому... Те же выпивка, сигареты, сытные обеды, хорошая одежда и все другое, что можно купить за деньги, Гордон не отрицает и ни от чего этого отказываться не собирается! Можно долго и рьяно поносить деньги, а потом пойти и занять у сестры, а потом так же долго планировать вернуть долг и потратить его на проституток... Борьба с ветряными мельницами и не иначе! Вся суть этого парня раскрывается в эпизоде, когда он получает от американского издательства за свои стишки 50 долларов - вот тогда мы видим его настоящим и именно тогда лучше всего демонстрируются на практике и проходят проверку (вернее, не проходят) все его принципы! И, да, я не верю ни на йоту тому, что Гордон ненавидит деньги - он относится к ним так же, как и любой другой человек, но Гордон не способен их зарабатывать, не готов сделать что-то ради обладаниями ими и только поэтому делает вид, что ненавидит их! Он ведет себя в этой ситуации точно так, как ведет самая обычная толстушка - ей не нравится свое тело, но она не готова работать над построением фигуры мечты и поэтому начинает прикрываться громкими фразами в стиле "я такая какая есть", про широкую кость, про наследственность, про бодипозитив и прочую дичь! Гордон Комсток слаб и ленив и все его громкие речи про ненависть к деньгам - это всего лишь защитная реакция перед миром, который требует того, чтобы ради получения желаемого человек оторвал пятую точку с дивана и что-то сделал!

Комсток бесит именно своей лицемерностью, своей злобой и деланным презрением ко всем, у кого есть эти пресловутые капиталы. Живи он по своим заветам и проповедуй их хоть на центральной площади - никому бы не было до этого дела, но он же своей философией отравляет жизнь не только себе - но и Джулии, и Розмари, и даже чуточку Равелстону, заставляя его чувствовать себя постоянно без вины виноватым за свои богатства. Гордон эгоист, абьюзер, манипулятор, притворщик и все, кто имеет с ним дело, в ответе за то, каким он является - потому что позволяют ему играть эту комедию! Если ты живешь в обществе и если ты с этим обществом взаимодействуешь, то на тебе есть доля вины за то, что это общество такое, какое оно есть, и на обществе есть доля вины за то, какой ты. Мать и сестра Комстока своей жертвенностью воспитали в нем морального урода, презирающего потребительство, но ярче других живущего по потребительским законам! А Розмари продолжила начатое ими дело, принимая Гордона таким, какой он есть, отчасти где-то поощряя его, по-доброму смеясь с того, что кажется ей его безобидными фантазиями и причудами. Сама пара Гордона и Розмари - это как иллюстрация для девочек, от каких парней стоит держаться подальше. Сцена с поездкой за город получилась прекрасна в своей отвратительности! И если у девушки до этой поездки были бы еще какие-нибудь сомнения насчет своего кавалера, то этот уик-энд должен был отрезвить ее лучше любого ледяного душа - Гордон показал себя во всей своей мерзости и гнусности и ответа на вопрос, почему Розмари с ним не порвала после этого, у меня лично нет! Хотя возможно где-то в сущности Розмари сидит созависимая жертва и подобное поведение ее парня вполне соответствует ее психологически запросам...

Финал видится мне вполне закономерным и логичным. У этой истории могло быть только два пути развития: либо то, какое избрал для нее автор, либо Гордон должен был сдохнуть в какой-нибудь придорожной канаве. Но второй вариант совсем не в стиле Комстока - одно дело бахвалиться тем, что он готов к этому и хочет подобного исхода, и совсем другое - допустить подобное. Оруэлл очень тонко подметил, что каждый начитанный подросток в шестнадцать лет социалист. Так вот Гордон слегка остановился в развитии и в свои тридцать лет по-прежнему вел себя и мыслил как подросток. И совсем не известие Розмари заставило его начать жить как нормальный человек - на мой взгляд, Гордону просто нравилось чтоб его упрашивали, плясали вокруг него с бубном, жалели и носились бы с ним, но в момент, когда он растерял практически всех, кто у него был, он испугался и, когда Розмари явилась к нему в книжный магазин, ухватился за эту возможность вернуться к былой жизни - но при этом сделав вид, что делает ей еще и одолжение, и что это все не ради него самого... Как по мне, то Комсток неисправим и Розмари совершила большую ошибку, связав с ним свою жизнь... О незрелости этого персонажа говорит еще и одна из финальных сцен, когда он выбрасывает свои рукописи - ну что это за юношеский максимализм из "либо, либо"! Чем семья мешает заниматься творчеством? Или в извращенной философии Гордона поэт не может жить благопристойной жизнью, обязательно должен прозябать в меблирашках, грязный и вечно голодный?! Но то, что из себя представляет главный герой, никоим образом не портит впечатление от книги - книга просто прекрасна. И Оруэлл в этот раз особенно превосходен!

P.S. А стих "Налетчиком лютым, неумолимым" в конечном варианте вышел по-моему очень даже достойным. Чем-то схож с творчеством Маяковского...

Книга прочитана в рамках 10-го тура игры "Новогодний флешмоб 2021" и 16-го тура игры "Вокруг света"