Больше рецензий

ListiFideliti

Эксперт

В кошачьих искусствах (^• ω •^)

7 октября 2021 г. 14:41

1K

4 Спойлер Жестокость, милосердие и поиски правды

Текст рецензии — личное впечатление, написано в виде отчёта в игре.
Спойлеры и ностальгическая необъективность.

Молчание не является естественной средой для историй.
Историям нужны слова. Без них они блекнут, болеют и умирают,
а потом их призраки начинают нас преследовать, не давая покоя.

Плюсы: техника, атмосфера, сюжетная составляющая, книжная тематика и Призрак [мь-я-яу].

Мысли: да, несмотря на обилие жестокости, алогичности и других прелестей, за которые я пинаю многие современные книжки, этот роман мне нравится. Это не честно? Да, пожалуй. Но исповедь Виды Винтер трогает моё читательское сердце и мне по душе эта паутина лжи, в которой Маргарет пытается разобраться. Так что... дело вкуса?

Техника. Хороший язык, приятная стилистика. Описания достаточные и яркие; уступающие в количестве диалоги несколько сглажены, но не вызывают мысли: «Люди так не говорят!». У книги есть хорошая аудио-версия в исполнении.

Содержание.

Содержание. Итак, если говорить о главных героинях книги, то их здесь две: Маргарет Ли и Вида Винтер. Сюжет кроется в том, что Маргарет выслушивает историю Виды, превращая её в биографическую книгу, которая... может быть когда-нибудь будет издана потомками Анджелфилдов. Формально получается, что в книге две линии повествования, так что начну с той, которой уделяется меньше внимания.

То есть с истории самой Маргарет. Мне нравится что за внешней невзрачностью у этой женщины всё же есть своя судьба и писательница об этом не умалчивает. Напротив, она создаёт некую связь между главными героинями истории — у Марго при рождении была близняшка Мойра, которая не выжила при разделении. Родители, щадя психику дочери об этом умалчивают и она узнаёт о сестре чисто случайно и с тех пор женщину преследует призрак сестры и ощущение неполноценности. Мне нравится эта тематика, поскольку здесь поднимается вопрос мироощущения близнеца, потерявшего вторую половинку. Возможно, это немного неправильно, ведь близнец или нет, а каждый человек — уникальная личность, но я не могу отказать себе в этой романтизации, уж простите.

С одной стороны кажется, что мистическая сторона истории, заключённая в линии Маргарет недосказана или недоделана. Однако, у меня складывается впечатление, что именно так и должен выглядеть магический реализм — как нечто недостижимое, личный призрак одного персонажа, в какой-то момент обретающий плоть и позволяющий персонажу примириться со своими тараканами. На мой вкус это куда лучше всяких оживших родных на семь дней [*фыркает в сторону недавней книжки*].

Основная же часть истории занимает рассказ «девочки-призрака», названной «Аделины Марч», после взявшей себе имя «Виды Винтер». Буду именовать безымянного призрака именем, которая она взяла самостоятельно. В этой канве истории затерялось много человеческих судеб. Игравшая значительную часть жизнь роль наблюдательницы, Вида постепенно рассказывает Маргарет историю жизни Анджелфилд-хауса. Кому как не ей было знать обо всём, что происходило в доме? Если вы читали хотя бы несколько романов о прошлом веке, то прекрасно знаете, где стоит искать информацию: у слуг — они невидимы, всегда в курсе происходящего, но они частенько забывают, а то и вовсе не берут в расчёт. Что уж говорить о молодой девчушке без имени, спасённой лишь милостью садовника и кухарки, да жившей в тени?

Большая часть книги представляет собой семейную сагу, охватывающую три поколения семьи. Нам коротко рассказывается о родителях Изабеллы и Чарльза, затем более полно знакомят с этой парочкой и, наконец, подводят к поколению сестёр Анджелфилд. Впрочем, мы узнаём и о следующем, четвёртом поколении семьи: Аврелиус и Карен тоже удостаиваются внимания в современной линии с Маргарет. На мой взгляд история хороша тем, что несмотря на довольно обстоятельное описание отшельнического существования семейства, читатель не успеет устать от всего этого безумия и дикости, происходящих в стенах большого и странного [в архитектурном плане] поместья.

О, да, здесь будет хватать безумия и жестокости Чарльза, а потом и Аделины. Мы будем наблюдать за сумасшествием Изабеллы, а также медленным угасанием Миссиз [именно так]. К слову, для доморощенных учёных — что скажете об эксперименте разделения близняшек, прежде живших неразлучно и имеющих некую сверхъестественную связь друг с другом? А ведь Эстер и Доктор попросту упивались своим «научным трудом». К счастью для девочек Анджелфилд, роман этих двоих положил конец истязанию руками супруги Дока. Привязанность, любовь, ненависть, одержимость, мягкость и безволие — писательница охотно показывает различные виды персонажей, хотя и не углубляется в психологические конфликты. Хотя и поднимает вопросы поехавшей кукухи...

В общем, несмотря на довольно тяжкий дух истории, книга читается с достаточной атмосферой: за порцией ужаса последует небольшая разрядка. Писательница не будет пытаться утопить вас в депрессии, она лишь расскажет не совсем логичную, полумистическую историю об ужасах, которые имеют место быть в реальной жизни: в отдалённых местах. Да, эта книга может быть неприятна, поскольку здесь есть неприемлемые вещи и парочка тошнотворных эпизодов [если вас не мутило на описании жилища Чарльза... ух], но книжка интересная и способная подарить атмосферный вечер.

свернуть

Итог: не жалею, что отложила чтение книги на день по-свободнее, чтобы с удовольствием послушать аудио-версию за монотонной работой с бумагами. Несмотря на относительную депрессивность и дикость происходящего в произведении, в нём содержится нечто мистическое, увлекательное и, как ни странно, жизнеутверждающее. Роман сильно на любителя, так что бегать с рекомендациями не стану, но маякну, что стоит попробовать :)

Книга прочитана в рамках игры
«Собери их всех!» [I9 “Чужая мысль”].