Больше рецензий

6 октября 2021 г. 18:04

960

3.5

В моем случае «Кожа» - это рискованный эксперимент.

Во-первых, с аудио у меня большая недружба. Во-вторых, я консервативный чтец. Не лютый ретроград, нет. Я не отвергаю новый язык, непривычные темы и необычные форматы, но на этом инновационном поле чувствую себя не очень уверенно и комфортно. Ну и финальное. Аннотация "Кожи" намекает на фем-повестку, которая в литературе мне не очень интересна. Слишком телесная, а этот гештальт у меня закрыт. Слишком манифестирующая, а манифесты в книгах я терплю с трудом.

Скажу сразу, риск оказался оправданным. «Кожа» - текст, как минимум, интересный.

В двух словах о сюжете. Чернокожая рабыня с сахарной плантации буквально меняется кожей с русской крепостной крестьянкой. Обмен отражается на судьбах обеих.

Да, без магического реализма не обошлось. Помимо переодевания в чужую кожу в тексте вы встретите говорящих медведей, славянскую богиню Мокошь, Бу-хаг из афроамериканского фольклора и одного кракена.

Автор умело смешивает фэнтези-элементы народной и современной массовой культуры с архивным фактами о российском крепостном праве, клише из жизни крепостных, почерпнутыми у наших классиков, и собственными впечатлениями от литературы чернокожих. На мой взгляд, получилось лихо и неожиданно органично. На взгляд Галины Юзефович, лубочно.

Ну ок, возможно, местами текст и отдает пародийностью Джанго освобожденного, но это неизбежное зло. По-моему, единственный возможный для русской писательницы способ в 21 веке поднять тему рабства/крепостного права, как раз написать вот такой удалой постмодерн. А как иначе-то? Личного опыта нет, культурная среда другая, документальной фактуры маловато. В общем, либо немного лубок, либо сильно клюква.

Раз уж я упомянула Галину Леонидовну, вспомню еще один тезис из ее рецензии. Главным героиням не хочется сочувствовать. Здесь я, пожалуй, поддержу критика. Но а) это сугубо индивидуально и б) это оборотная сторона той самой удачной игровой формы, которую выбрала Евгения. В конце концов, не всем же писать «Маленькую жизнь», провоцирующую тахикардию и водопады слез.

Зато у нас в наличии классный сериальный сюжет, выверенный, местами совершенно непредсказуемый. А еще много всякого на подумать, потому как текст Некрасовой, конечно, простирается далеко за пределы повестки. Текст этот о свободе и несвободе во всех вариациях. Темы это вечные и всегда актуальные. Тем более, что за страшным из 19 века иногда отчетливо торчат уши нынешней криминальной хроники.

Чисто феминистское в «Коже», как и предполагалась, тоже есть. И вот оно меня зацепило и оцарапало. Ни в одном тексте, читанном ранее, я не припомню такого количества женской жестокости. Героини у Некрасовой не меньше мужчин практикуют насилие над собой и над другими, насилие моральное и физическое.

Инспекторша ФМС запугивает пришибленных мигрантов, орет на них дурниной. Матрона с рабовладельческого юга забивает чернокожую девочку почти до смерти, а молодая сахарная королева решает наказывать рабов «интересно», традиционные плети ее уже не удовлетворяют. Русская барыня лупит верную домашнюю крепостную по лицу, а та самая крепостная лезет в петлю. И вот уже главная героиня берется за нож, вот она уже награждает оплеухами нерасторопную помощницу. Ну просто энциклопедия живодерства.

И все это насилие появляется в «Коже» намеренно, но отнюдь не из-за желания поддать жару. Некрасова будто исследует природу женской жестокости. Спойлер, причины насилия бывают разными от «потому что могу» до объяснимого желания отомстить, но уже упомянутая мною несвобода играет немаловажную роль.

Ну и скажу еще пару слов про язык. Он тяжелый. Текст изобилует немыслимым числом глаголов, причастий, повторов. Есть в этом и умысел, и замысел, но они не отменяют того факта, что глазами читать сложно. Если вы тоже решитесь поэкспериментировать, попробуйте аудио.

Возможно, не все прочувствуют «Кожу», не все ее примут, не все полюбят и не все дослушают, но ознакомиться с ней я всячески рекомендую.