Больше рецензий
4 октября 2021 г. 19:12
11K
5 "Не все яблоки познания одинаково полезны..."
РецензияВиктор Олегович снова по-хорошему не оправдывает моих ожиданий как читателя, но это такое непередаваемое счастье - не знать, чем окончится рассказываемая история, не предполагать даже, чем она может в принципе закончиться - фантазия автора пределов не имеет. Избыток сюжетных перевыртышей приводит к тому, что начинаешь сомневаться практически во всем, в каждом герое и каждой ситуации (попутно и в себе), ища подводные камни и скрытые смыслы, коих хватает.
Начинается все в духе увлекательно-фантастическом и даже привычном поклонникам жанра: относительно далекое будущее, виртуально-цифровая реальность, гарантированное "баночное" бессмертие (исключительно для состоятельных граждан - заморозка мозга стоит недешево), общение через девайсы, кибердействительность, в которой все не то, чем кажется, и роботы-холопы. Но то, что знакомо нам по доброму десятку фантастических историй подобного толка, в пелевинском мире было бы слишком простым и пресным. Увлекательная фантастика сменяется чем-то мировоззренческо-экзистенциональным.
Так, довольно смешно поначалу наблюдать за тем, как 18-летняя Маня общается с Гольденштерном (до чего же ярки прозрачны намеки автора на реалии наших дней:), самым богатым "баночником" мира, основателем той самой корпорации из заглавия книги (вернее, с его мозгом, законсервированным еще много веков назад), как позволяет ему управлять своим сознанием, своими чувствами...Общение заканчивается неожиданным философским экскурсом из разряда "наша жизнь есть сон, а смерть - пробуждение..."Нет, видимо, только Пелевину под силу так гармонично увязать жесточайшую иронию и неприкрытый сарказм с тайнами Божественного вкупе с отсылками к кинговской Темной Башне.
Намешано все и сразу, но читается странным образом легко: словно Пелевин говорит с читателем на универсальном языке, понятном всем. История Прекрасного, каждый день начинающего земную жизнь, чтобы каждый же день спуститься в преисподнюю, - какая все-таки удивительная метафора для познания загробного мира.
Дальше - больше. Масштабы нового оцифрованного мира сжимаются до маленького поместья и вновь перед нами Митина Любовь. Отсылки к Бунину неслучайны: так называется в двадцать каком-то веке приложение для создания "хэлпера" - биоробота для сексуальных утех. Холопка Нютка и дворянин Дмитрий, любовь недолговечна и смерть уже близка...
Такие же биороботы придут на помощь (правда, другого плана) и Сасаки, фехтовальщику, создателю боевых кукол. Он из самурайской семьи и смерть примет истинно самурайскую. Конец же вновь в эзотерическом ключе: а много ли мы знаем о мире по ту сторону?..
Но что это я все об отсылках к чужим произведениям. В романе Пелевина же есть и пародия на самого себя. Шарабан-Мухлюев, баночный и прижизненный классик, вершитель дум и настроений. "Вы повторяетесь", - твердят Мухлюеву. "Мухлюев уже не торт", - кричат во след. И сколь же остроумны ответы классика, сколько в них горечи от непонимания его текстов, его философии, его миссии...
Красивый роман, в котором слишком много смыслов. Переплетенные в произвольном порядке, они, возможно, натолкнут и вас на собственные размышления, на грусть от недостижимости счастья - вон и у Прекрасного не получилась: секунда полета и миллионы лет в забвении, чтобы едва нащупав смысл или хотя бы приблизиться к нему, тут же потерять, а кто стоит за всем этим в нашей жизни - могущественные корпорации или группа шайтанов - какая разница...5/5
Комментарии
Вот только при чем здесь мичман Криворучко, который геолог с усами а-ля "мохнатый шмель"?
Душистого глючного хмеля хватает, цапли серые тоже есть. Ну и весь джентльменский набор. Меня интересует каким они местом сюда упали?
Видимо, чтобы было еще интереснее)
Вот такой загадочный Пелевин.
Почему Пелевина мало кто любит искренне, но всегда ставят ему высокие оценки? Пиар давит?