Больше рецензий

3 октября 2021 г. 17:42

716

3.5 По усам текло, а в рот не попало

Прочитала, но в душу не запало. История должна была захватить с первых страниц и не отпускать до последних (как обещала мне Дина Рубина), но что-то пошло не так... Она колготилась, коломытилась, тянулась, тащилась, толклась в ступе долго и муторно, но говорят, что к месту.

Эта стилизация постоянно явно и неявно напоминает самую известную сказку нашего всё. Раз живут старик со старухой у самого моря, то старик будет добрый и безвольный, старуха властная и суровая. У них даже будут дети (совсем не по канону). Пятеро. Три сына и две дочери. Родилось то больше, но мы все прекрасно знаем, как в начале XX века и ранее обстояли дела с детской смертностью. Нам расскажут витиевато, с различными сказками да присказками, про семью Ивановых с самого начала XX века до 1955 года. Мы узнаем про свадьбы, рождения детей, будут воспоминания о родителях мамыньки и Максимыча, начнётся и пройдёт первая мировая война, далее будет мирное время, потом вторая мировая война, семейство Ивановых будет расти и множиться. Некоторые погибнут рано, но в целом семейство будет неплохо жить, спасибо большое Фёдору Фёдоровичу.

Всё это будет рассказано в стиле "Вот неделя, другая проходит" или "Ещё пуще старуха бранится" с множеством диалектных слов (костопыжится, сектать, не сепети, совсем окозеливши, може, небось, выкамаривать, чимурить, недолугие и т.д.). Если читатель начнёт при чтении скучать или недоумевать, то сразу будут разъясняющие слова автора, например: "Может быть, рассказчику не следовало бы описывать все так подробно, а предыдущие несколько страниц и вовсе вычеркнуть?" или "Не исключено, что автора упрекнут в неровности повествования" или ещё что-нибудь в этом роде. Слова, которые отвлекут или развлекут читателя. Про войну мельком, немцы и русские сливаются в одно - в оккупацию, дезертир Мотя прекрасно живёт после войны (за ним не пришли), как интересно у него получилось, наверное, Фёдор Фёдорович помог. Ещё интересно почему упор в книге идёт на то, что это семья старообрядцев. Первый раз вижу в книге про староверов батюшку с кадилом. Как-то раньше попадались беспоповцы больше. И отпевания на кладбище удивили в 50-е годы. Неужели в Риге не было гонений на религию со стороны советской власти. Поискала открытые источники, ничего не нашла про Рижскую старообрядческую общину в советское время, а вопрос интересный.

Читая последнюю треть книги, про болезни старика и старухи, подумалось, неужели без своего человека в медицине не было возможности лечиться простому советскому человеку. Неприятно было читать про суету Фёдора Фёдоровича по поводу лучших условий для тестя и тёщи. Строй поменялся, мы давно не строим социализм, сейчас у нас автократия (если не ошибаюсь). Если в медицине всё также, то это очень грустно. Пусть и моя какая-нибудь дочь выйдет замуж за такого Фёдора Фёдоровича и будет ... к месту!

За совет в новогоднем флешмобе спасибо  Jujelisa . Книга в целом неплохая, я наверное переела современной русской литературы.