Больше рецензий

2 октября 2021 г. 19:13

361

4

Некий человек в живёт в огромном дворце - лабиринте. В нём тысячи залов, в которых стоят необычные скульптурные изваяния, имеется множество коридоров и лестниц. За пределами этого дворца (или дома) бушует море, и неистовые его приливы затапливают нижние залы, а штормы и ураганы сотрясают стены, рушат перекрытия, подбираются до верхних этажей... В некоторых залах живут птицы - и всё это составляет обитаемый мир тридцатилетнего мужчины, которого зовут именем давно умершего художника - Пиранези, но сам он подозревает, что это не настоящее его имя. Этим именем называет его Другой - элегантный мужчина, который время от времени посещает Пиранези, интересуется его исследованиями, приносит ему необходимые предметы быта и лекарства.
Питается Пиранези рыбой и водорослями. Целыми днями он занимается исследованиями своего загадочного дворца - лабиринта. Его не особенно занимает существует ли мир вне его дома, откуда эти необычные вещи, которые приносит ему Другой? Но новые, будоражащие душу события, заставляют Пиранези быть более активным..

Так кто же он? Жертва необычного и страшного эксперимента? Новый Минотавр в подземелье - дворце? Как он туда попал? Зачем и почему?
Пиранези не задаётся этими вопросами. У него будто отрезана память, он воспринимает вынужденную "робинзонаду" совершенно естественно, со спокойной душой.

Сюзанна Кларк построила роман, как монолог человека, рассказывающего о себе, как опыт самопознания личности и окружающего мира.
Эта книга Кларк вовсе не похожа на её предыдущий, воистину блистательный роман "Джонатан Стрендж и мистер Норрелл".

"Пиранези" читается легко. И к концу книги читатель сможет разрешить часть её загадок.
Читая роман, я думал о платоновском идеальном государстве. Вспоминался, почему-то, лабиринт из гриновской "Золотой цепи", блуждание Санди Пруэля по его залам и лестницам, возникали образы из Борхеса (которым вдохновлялась Кларк) и Р. Баха. Можно считать, что С. Кларк написала хороший философский роман.