Больше рецензий

VaninaEl

Эксперт

Я по натуре не Пушкин, я по натуре Белинский

30 сентября 2021 г. 12:31

2K

3.5 Третий сорт - не брак

Начну, пожалуй, сразу с претензий. Новость для тех, кто, как и я, купился на значащуюся первой на красиво оформленной обложке этого сборника фамилию – не обольщайтесь, Джордж Р.Р. Мартин ни единой буквы для него не написал. Он – лишь один из составителей (видимо, участвовал в отборе рассказов для публикации), и даже к предисловию свое золотое перо не приложил. Вторая претензия скорее к переводчикам. Антология на языке оригинала носит название «Old Venus». Даже мне, с моим средненьким уровнем знания английского, понятно, что это словосочетание никак нельзя перевести на русский как «Юная Венера». Тем более что идея сборника как раз и заключалась в том, чтобы собрать под одной обложкой рассказы фантастов, известных и не слишком, посвященные представлениям о второй планете Солнечной системы, существовавшим до второй половины 60-х ХХ века, то есть до того времени, когда стало известно, что землеподобной жизни на Венере нет и быть не может, и мечты о венерианских динозаврах, буйной тропической растительности и необозримых океанских просторах не основаны на фактических обстоятельствах. То есть речь в рассказах идет именно о той, «старой» Венере, где все вышеперечисленное вполне себе могло существовать. И идея составителей антологии в теории выглядела вполне симпатично, однако на деле авторы слишком буквально поняли их пожелания, а потому подавляющее большинство произведений, помимо венерианских джунглей и приключений, происходящих на планете, названной именем богини любви, описывают политическое устройство, существовавшее в те, «старые» времена. То есть злые и грубые русские, противостоящие честным и храбрым американцам (и наоборот, видимо, в зависимости от личных политических пристрастий авторов), встречаются в каждом втором рассказе, что несколько покоробило при чтении. И это, собственно, третья претензия. Ну и последняя придирка к сборнику в целом – низкосортность материала. Авторы не слишком-то старались, и подавляющее большинство включенных в сборник опусов серы, скучны и похожи один на другой, как клоны, а их сюжеты забываются через пару часов после прочтения. Ну, а теперь, пройдусь по каждому из них по отдельности. Посмотрим, какой в итоге средний балл получит сборник в итоге.

Аллен М. Стил «Жабоголовые». 4/5
Автор мне незнаком, но историей я неожиданно прониклась, хотя она и довольно банальна. Печальный рассказ с плохим концом, в очередной раз доказывающий, что земляне склонны к захватническим действиям на любой новой территории, ничуть не заботясь о благе аборигенов.
Леви Тидхар «Затонувший владыка». 2/5
Ещё один неизвестный мне писатель, творчество которого, однако, не впечатлило совершенно. Тупой псевдоприключенческий вестерн, безыдейный и совершенно неатмосферный, с картонными героями и невнятным посылом.
Пол Дж. Маккоули «Планета страха». 3,5/5
Вот тут получилось занимательно. Автор, профессиональный биолог, изложил вполне убедительную вариацию на тему возможных причин возникновения инопланетных эпидемий. И даже грубияны-русские глаз не резали, а вот невнятный финал несколько впечатление подпортил. Но это было как минимум неожиданно.
Мэтью Хьюз «Гривз и вечерняя звезда». 4/5
Очень, на мой взгляд, удачная пародия на известный комедийный цикл П.Г.Вудхауза о Дживсе и Вустере. Довольно смешно и слегка нелепо, все, как в оригинале. Венера тут, правда, дикой и необжитой не выглядит и вообще не суть важна, но всё же получилось свежо и мило.
Гвинет Джонс «Планета по имени Желание». 2/5
Не слишком удачная попытка изобразить ромфант. Суровый земной исследователь случайно встретил на Венере хвостатую аборигенку, в лице которой после недолгого общения обрёл своё личное счастье, предпочтя «великой любви» (ни малейших оснований для возникновения которой не было) родную планету и все свои планы на будущее. Скучно, невыразительно, неправдоподобно и, в общем-то, бессмысленно.
Джо Холдеман «В аду». 3,5/5
Ещё одна романтическая история, но уже из-под пера известного брутальностью своих произведений автора. И она получилась куда интереснее, нежели предыдущая, хотя особой химии между героями и здесь не имелось. Зато финал оказался весьма неожиданным.
Стивен Лей «Воздушная кость и каменная кость». 4/5
Очень восточная по настроению история. Главный герой с японскими корнями и японской же склонностью к созерцанию пытается вернуть бросившую его даму сердца, а также завершить некогда неудавшийся опасный для жизни опыт покорения сакрального для венерианцев места. Однако в итоге сумеет осознать, что ценность жизни совсем в ином. Прелестная притча.
Элинор Арнасон «Руины». 4/5
Чисто приключенческая road-story, без особого смыслового наполнения, но бодрая, с хорошим юморком и живыми героями (особенно хорош говорящий птеродактиль комнатного размера). Ну, и авторское послесловие очень позабавило. За него и за так и не выстреливший пулемёт «Печенег» накинула дополнительные полбалла. Симпатично получилось.
Дэвид Брин «На дне каньона Клеопатры». 3,5/5
Интересный симбиоз библейской притчи, матриархального общества и необычной подводной цивилизации. Занимательно, но в итоге очень предсказуемо.
Гарт Никс «Дорога в обитель прокаженных». 3,5/5
Ожидала от хорошо знакомого автора большего. Однако сказать, что совсем не понравилось, не могу. Экшн-рассказ о людях-клонах, умеющих совершить невозможное, дополненный не слишком оригинальной политической интригой.
Майкл Кассут «Закат Времен». 2,5/5
Мутная история, к тому крайне затянутая. Но основная идея необычна, заслуживает дополнительной половины балла.
Тобиас Бакелл «Память о небе». 3,5/5
История о потерпевшем на Венере крушение американском шаттле времен 2 Мировой войны и попытках уцелевших членов его экипажа освободиться из рабства аборигенов. Довольно банальная, хотя и неплохо написанная, но ошеломляюще неожиданный и чрезвычайно грустный финал просто шикарен.
Элизабет Бир «Тяжёлый урок». 2/5
Бессмысленный и пустой сюжет, единственной фишкой которого является дивный новый мир будущего, в котором нет мужчин.
Джо Р. Лансдейл «Повелитель лесных демонов». 3/5
Забавно, но название этого рассказа точно взято с потолка. Никаких лесных демонов, и, разумеется, их повелителя, в тексте не случится. Просто два венерианских народа, долгое время жившие в мире благодаря хитрости своих древних повелителей, столкнутся с попыткой его нарушить. Попытка не удастся благодаря отваге некоего попаданца с Земли, уцелевшего при крушении «Титаника» и непонятным образом оказавшегося на соседней планете. Герой типично героичен, обладает массой умений и знаний, но интересен. А вот сюжет прост и незатейлив, а потому надолго в памяти не задержится.
Майк Резник «Камень бога Венеры». 4/5
Обычный приключенческий боевичок – два наёмника за весьма впечатляющую сумму соглашаются доставить заказчиков к месту, где хранится некий древний артефакт. По законам жанра, всё у них получится, но камень окажется не так прост. Очень колоритный рассказ за счёт главных героев и отлично переданной атмосферы чужой и чуждой обычному землянину планеты. Особенно хорош четвероногий венерианец, ловко читающих в умах и душах собеседников.
Йен Макдональд «Botanica Veneris: тринадцать бумажных узоров Иды, графини Ратангана». 5/5
Жемчужина этого сборника, впрочем, ничего иного от одного из любимых авторов я и не ожидала. Красочное и образное повествование о вдовствующей ирландской графине, путешествующей по Венере в поисках младшего брата-авантюриста, немало наследившего на этой планете. Огорчил, пожалуй, только открытый финал – хотелось бы большей ясности. Прелестная вещь, очень понравилась.

Ну, и по совокупности оценок за каждое из представленных в антологии произведений средний балл составил 3,3. Не скажу, что сборник так уж плох, почитать можно, но очень много в нём проходных рассказов, что подпортило общее впечатление.
картинка VaninaEl

Прочитано в рамках игры "KillWish.Тур 8. Катастрофа комиксического масштаба".