Больше рецензий

moorigan

Эксперт

О да, я эксперт!

29 сентября 2021 г. 22:21

659

5

Я начинала читать эту книгу раз пять, а то и десять. Дело в том, что она валяется у меня на даче вместе с кучей других книг, некогда приобретенных родителями. И вот пять, а то и десять, раз я открывала эту книгу, мужественно дочитывала страницы примерно до пятнадцатой и закрывала. Или засыпала, а закрывала уже проснувшись. Каково же было мое удивление, когда хорошие друзья начали сей роман расхваливать и бурно обсуждать. Что ж, решила я, пришло твое время, "Край безоблачной ясности". Теперь тебе не уйти.

Боже, это было прекрасно. Бью себя по губам и рукам, чтобы не сказать "широкомасштабное полотно", но ничего не могу с собой поделать. Карлос Фуэнтес создал широкомасштабное полотно, изображающее огромный мегаполис Мехико, загадочную, политую кровью Мексику, угнетенный, но не сломленный мексиканский народ, его историю и его духовные истоки. Безумная смесь ацтекского наследия, конкистадорской крови, европейских мигрантов, индейских племен, истового католичества, языческих культов, убежденного социализма, коррумпиррванного насквозь общества, богатства и нищеты, великолепия и уродства, истинной красоты, мнимого морального величия, все совсем, как на картинах любимых мною Фриды Калло и Диего Риверы - все это Мексика, дружок. Этот роман воплощает Мексику как она есть, как я ее себе представляю.

Все начинается с шикарной вечеринки у Бобо в 1951 году, но начинается гораздо раньше. На этой вечеринке мы встречаем всех основных персонажей романа: олигарха Роблеса, его жену светскую львицу Норму, безнадежно влюбленного в нее поэта-неудачника Родриго, очаровательную Пимпинеллу из разорившейся знати, некоторых других и загадочного кукловода - сеньора Икску Сьенфуэгоса. О, сеньор Сьенфуэгос, я в вас влюбилась, я ваша навеки, но кто вы, в чем ваша тайна? Моя подруга предположила, что вы - акын, рассказчик, тот, кто рассказывает историю, одновременно создавая ее, но всего лишь отражая происходящее. Но мне думается, что вы - нечто большее.

Если отложить Сьенфуэгоса в сторону (ненадолго, мы к нему еще вернемся), то мои симпатии на стороне Нормы. Да, это непопулярное мнение, но все же. Я уважаю Норму за честность. Практически всех основных персонажей романа можно упрекнуть в неискренности и лицемерии, но только не ее. Норма никогда не скрывала, что все, что ей нужно от жизни, это побольше денег и положение в обществе. Она не прикрывалась чуждыми ей моральными ценностями, не притворялась, что верит в большую любовь, не навешивала на себя ярлыки, которым не соответствовала. Таких женщин обычно не любят, особенно если они красивы, умны и успешны. Характер Нормы выписан на фоне двух мужчин: ее первого ухажера Родриго Пола и ее мужа Федерико Роблеса. Первый - редкостный слизняк, к чести Нормы, она это почувствовала и на удочку его пылких признаний и слюнявых поцелуев не клюнула. Второй - король жизни, самоуверенный олигарх с большой лапой в правительстве. Тоже не самая приятная личность, но как он выигрывает на фоне поэта-неудачника Родриго! Этот треугольник очень изящен и драматичен, ведь он не любовный, так как любви здесь нет ни грамма. Это треугольник честолюбия. Истории этих троих людей и их знакомых и составляют сюжетную основу романа, а также его первый, материальный план.

Второй план - историко-социальный. Ни для кого не секрет, что Мексика - это очень бедная страна. Вернее, это страна с очень бедным населением (почувствуйте разницу)). В романе Карлоса Фуэнтеса уделяется очень большое внимание жизни простого народа и его тяжелой жизни. Вспоминается крылатое выражение "Стамбул - город контрастов", потому что Мехико - тоже город контрастов, и контрастов разительных. Пока на вечеринке у Бобо графиня давится черной икрой, на улицах города голодают люди. Мир полон социальной несправедливости, и "Край безоблачной ясности" - это в первую очередь роман о социальной несправедливости и попытках борьбы с ней. Это роман о захлебнувшейся революции, революции, которая вроде как победила, но на деле всего лишь привела к власти других людей, столь же алчных, беспринципных и продажных, как те, кого революция свергла. По большому счету, это итог любой революции, и Карлос Фуэнтес блестяще это демонстрирует.

Если бы перед нами был европейский или американский (я имею в виду США) роман, то на этом можно было бы закончить. Но роман-то мексиканский, а значит культурно, пусть и не географически, относящийся к огромному наследию Латинской Америки. А значит, будет еще один пласт, я бы назвала его мистико-экзистенциальным. И удивительным образом мексиканская душа оказывается невероятно родственна русской. Я думаю, что любой народ, любая нация и любой этнос ощущает себя центральным в мироздании. Но не секрет, что русские считают себя богоизбранными со своим уникальным путем, направленным на духовное спасение мира. Вы удивитесь, но мексиканцы думают про себя то же самое. В сознании автора Мексика существует для некого нравственного ориентира всего человечества. Не будет Мексики - мир не спасется. И здесь на сцену вновь выходит сеньор Сьенфуэгос. Так кто же он? По моему скромному мнению, он и есть Мексика. Он дух угнетенного мексиканского народа, но он и нечто большее. Он потомок древних ацтеков, суровых конкистадоров, хмурых пеонов, изящных кабальеро, трудовых мигрантов. Он воплощение текилы, обсидианового ножа и какого-то святого стремления ввысь. Нет, не просто так он заходит в любой дом, и каждая потерянная душа раскрывает перед ним свое сердце. Он вхож и в хижину, и в дворец, ибо все эти нормы, роблесы, поэты и пимпинеллы - тоже часть мексиканского народа, и хоть в материальном плане у них все отлично, но в плане духовном они тоже угнетены. Их он тоже должен спасти. Кого-то спасти удастся, кого-то нет.

Очень хорошо в книге изображена роль случая в жизни человека. Жизнь каждого персонажа похожа на американские горки, то вверх, то вниз, и многое зависит от удачи. Судьбы персонажей переплетены, но они не всегда осознают это, чаще оставаясь в неведении о своей роли в жизни другого. И здесь проявился талант автора - он не стал скатываться в душещипательную мыльную оперу, удержавшись на уровне почти древнегреческой трагедии.

Что и говорить, "Край безоблачной ясности" произвел глубокое впечатление. Конечно, в одном слабенько-восторженном отзыве не осветить всех его аспектов. Одно предельно ясно: перед нами настоящая литература - глубокая, красивая, нравственная, обязательная к прочтению.

Школьная вселенная Тур 22