Больше рецензий

wondersnow

Эксперт

Сердце воительницы, душа сказочницы.

27 сентября 2021 г. 14:17

810

1 Все дороги ведут в [Рим] прошлое.

«Бывший американский солдат, запутавшийся в жизни, попадает в Рим и встречает там свою прежнюю любовь. Средиземноморская страсть, сдобренная англосаксонским чувством вины. Сюжеты с каждым днём становятся всё более избитыми».

В этой цитате заключён весь сюжет сей книги, ни убавить, ни прибавить. Не знаю, чего я ждала от этого романа. К творчеству Ирвина Шоу я подбиралась долго, первую книгу для ознакомления выбирала тщательно и в итоге взялась не за самые его прославленные работы, а за наименее известную, и не описать словами как же сильно я разочаровалась. Обычно я стараюсь найти в каждой прочитанной книге что-нибудь хорошее, но в данном случае это сделать будет сложно, разве что похвалить приятный слог, да и то с натяжкой. Итак, что это вообще было?

В любой книге очень многое зависит от главного героя, это непреложный факт. Единственное, что вызывал у меня Джек Эндрюс, – это непреходящее раздражение. На протяжении всего повествования он стоял в своём белом пальто и только и делал что судил всех окружающих: вот этот жалкий, вот тот страшный, а этот вообще ни о чём, сам же он весь такой хороший, честный и красивый. Больше всего досталось женщинам. Я не знаю, какие проблемы были у Ирвина Шоу с женщинами, но они явно были, ибо абсолютно каждая упомянутая в романе дама была представлена в уничижительном свете, все они были гадкими и лживыми «самками», как их неоднократно называл Джек, который оценивал их лишь по одному критерию – красивые они или нет. Поначалу я думала, что это задумка такая – показать, что герой по какой-то определённой причине ненавидит всех женщин, и сначала эта теория подтверждалась, ибо его рассказы о бывших жёнах демонстрировали их плохие качества, но со временем стало ясно, что проблема крылась не в них, а в нём самом: «Если женщина действует тебе на нервы более десяти минут, ты немедленно уходишь к следующей», – ну а что, удобно! Он у мамы один, а самок женщин много.

Это правило работало не только в отношениях с женщинами. Занимательно, что сам герой неоднократно хвастался, что он очень верный друг (ведь это то, чем нужно хвастаться...), вот только этот самый друг неоднократно бросал всех своих якобы близких друзей, как только они ему надоедали. Даже отправившись в Рим спасать своего давнего товарища, он в первую очередь думал о себе: ему хотелось и от жены с детьми уехать, и приятные воспоминания о прошлом сохранить. «Ты твердишь о том, что хочешь прожить жизнь честно. Не обманывай себя. Честность тут ни при чём. Просто ты тщеславен и бессердечен», – эти слова весьма дельно описывают саму сущность Джека. Вообще, когда человек на постоянной основе кичится своей честностью и порядочностью, это верный признак того, что он таковым не является. Чему может учить человек, который так отвратительно поступил с бывшими жёнами и собственным сыном? О какой морали он может вещать, если он бросился бежать из римской столицы, не подумав об оставленных там людях, которых он якобы любил и о которых заботился? Конечно, у Джека были проблемы, война оставила на его сердце большую кровоточащую рану, но ведь по итогу герой так ни к чему и не пришёл, и, стряхнув со своего белоснежного пальто пылинки, умчался в Париж, посчитав, что оставил прошлое в прошлом. Нет, не оставил.

Так что же это было? История о сорокалетнем мужчине, который столкнулся с кризисом среднего возраста, или история о том, что нужно уметь отпускать своё прошлое? Кто знает. Что я и знаю, так это то, что поскорее хочу забыть эту неприятную историю, которая, как выразился бы ещё молодой и дерзкий Джек aka Джеймс Роял, была ужасно оригинальной (нет). Последую его же совету и буду радоваться жизни, а ещё тому, что в моём ближайшем окружении нет подобных личностей.

«Они столь усердно защищают мифическое прошлое, что никак не могу шагнуть в настоящее».