Больше рецензий

QGEIS

Эксперт

Начинающий эксперт Лайвлиба

19 сентября 2021 г. 11:31

361

3.5 В ожидании Сюзанны.

Структура этой части «Тёмной Башни» сродни предыдущей — «Волки Кальи»: мы ждём главное событие романа всю книгу. Если в «Волках» читатель на протяжении всего романа ждёт прихода волков, то в «Песне Сюзанны», мы весь роман ожидаем родов Сюзанны, что случается в самом-самом конце. Но расстраиваться такому положению дел может и не стоит, поскольку, как и во всех частях цикла, повествование наделяется новой историей, новыми персонажами, новыми героями — очередной «роман в романе» — словно основное оттягивается автором как можно дальше.

(Читая эту часть, при знакомстве с новыми героев, у меня возникла уверенность, что «Тёмная Башня» скорей всего лидирует с романом Толстого «Война и мир» по количеству персонажей. Если посчитать всех персонажей «Тёмной Башни», то будет ли их больше по количеству персонажей в «Войне и мире»? Наверняка где-то существуют такие данные.)

Во всех частях этого масштабного цикла сквозит темой предначертания, когда существуют определённые события, существуют определённые правила и закономерности вне нашего желания, воли и силы духа, когда происходящее должно произойти, и никакие силы ожидаемое невозможно остановить. Фатальный мир существует и вне книжного мира, и данный цикл блестяще об этом напоминает.

Основной мотив этой части — сдвоенность Сюзанны и Мии, но автор этот важный и краеугольный камень подаёт очень спутано, отсутствует чёткое понимание различия и отличия в двух персонажах, что не всегда идёт на пользу целому произведению. В описаниях требуется словить «нужную волну», что не всегда просто.

Конечно не обходится тут и без авторского узнавания разночтений в действиях и понятиях: например, когда героиня летит сквозь дыру в реальности, кожа её одновременно горела огнём и синела от холода. Так, спрашивается, кожа горела или синела от холода? Сложновыстроенный и сложносоченённый мир Стивена Кинга не даёт никаких ответов, не имеет никаких понятий и правил, законов и приспособлений.

Автор не даёт читателю ничего, на фоне точно продуманного, а точнее надуманного мира, в которой развивается множество параллельных друг другу событий. И в творчестве Кинга я встречаюсь с этим не в первый раз. Именно это недостающее звено мне и не даёт быть свободным в мире «Тёмной Башни». Механика этого мира непонятна, как и сложен, очень сложен цикл в целом.

В «Песне Сюзанны» блестяще придуманный мир держится, из последнего, на магии, которая уже ушла, в связи с чем и с двинулся мир, и результат этого — вездесущая разруха. Вот и Башне грозит рухнуть — разрушение основы основ миров.

Как бы не были сложны и непросты мои взаимоотношения с этим циклом, как бы не было сложно мне читать части «Тёмной Башни», пробираясь в задумках автора, и здесь есть фрагменты, когда я читаю текст словно заворожённый, когда всё вокруг останавливается, и есть лишь Стивен Кинг, тот самый Кинг, которого я люблю. В «Песне Сюзанны» — это рассказ о «приходящих», когда испытываешь все те ощущения, для чего и берёшь романы Стивена Кинга. И как жаль, что таких фрагментов в романах «Башни» очень мало. Читая о «приходящих» я «залип в роман», что не скажу о всём романе.

В момент чтения романа, словил себя на самом, что забыл о главном вопросе этой части: А что с Сюзанной, где она, как она? Кинг, внедряет в части цикла много параллельных действий и событий, в какой-то момент меня напрочь отвлёк от главной ноты этой книги — Сюзанны. Хорошо это или нет — вопрос открытый.

«Видимое не может стать невидимым, а известное не может стать неизвестным», — утверждает автор, и я в корне не согласен с этим утверждением «Короля ужасов», и возможно именно поэтому у меня не налаживается взаимосвязь с этим произведением, с этим циклом. Мне есть с чем поспорить, и есть с чем в корне не согласиться. Мой внутренний мир не пересекается с миром Кинга. Мы живём в параллелях, которые никогда не пересекаться, как мир реальный и мир Тёмной Башни, который реален для Стивена Кинга, но совсем не имеет места в моём реальном мире.

Финал романа «Песнь Сюзанны» — невероятный! Представить себе, если бы бал Воланда из «Мастера и Маргариты» Булгакова написал Стивен Кинг будучи на пике своего таланта, какая бы получилась прелесть! Здесь — невероятный финал, и по накалу, и по эмоциям, и по ощущениям, и по содержанию. Финал этой части — одно из ярчайших моментов цикла!

Рецензии на книги цикла «Тёмная Башня»:
«Стрелок»: рецензия
«Извлечение троих»: рецензия
«Бесплодные земли»: рецензия
«Колдун и кристалл»: рецензия
«Волки Кальи»: рецензия
«Тёмная Башня»: рецензия

Прочитано в рамках «Совместных чтений» с «2 talk girls» (Светлана и Екатерина).