Больше рецензий

DmitryKv

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 сентября 2021 г. 02:53

684

3

После долгого размышления, я пришёл к выводу, что книга, в общем-то, ничего не предлагает за исключением громких слов и всем известных примеров. Даже не читая книгу можно предположить, что автор будет описываться сильные корпоративные бренды - Coca-Cola, Microsoft, Nike, Virgin – в контексте лояльности потребителей.
Нет, я не нахожу аргументы автора достаточными для того, чтобы любой прочитавший книгу человек смог бы воплотить предлагаемую автором теорию «Корпоративной религии» на практике. Можно даже сказать по-другому: автор предлагает сокращённую версию книги Дэвида Аакера, самого знаменитого эксперта по брендингу. Всё то время что я читал книгу, меня не покидало ощущение, что я читаю книгу Аакера, только с добавлением слов «корпоративная религия», «библия» и вроде автор использует ещё и слово «пророк». В общем, эта идея автора – использовать слова из религиозного набора – мне показались довольно неоднозначной. Потому что когда мы говорим о религии, мы представляем не факты, а веру. Всё же если что-то противоречит религиозной доктрине, в плане науки, фактов и статистики, то это не сильно сказывается на репутации самой религии. В бизнесе же, если какой-то метод не работает или даже если сама идея бизнеса оказалась изначально провальной, мы можем принять ошибочность нашей позиции. В религии этого произойти не может по определению. В том смысле, что тогда вряд ли человек будет считаться или сам считать себя верующим. Вот это ощущение, когда автор смешивает две несмешиваемые темы, меня сильно напрягала. К примеру, если сотрудники пытаются довести до сведения руководства, что запускаемый товар, с большой долей вероятности, не только обойдётся фирме в крупную сумму, но и почти наверняка станет провалом, руководство, придерживающееся корпоративной религии, может именно что верить в свой новый продукт. В итоге, мы можем получить религиозных фанатиков от мира бизнеса, т.е. упорно верящих в свою правоту людей, которые будут вести корпорацию к банкротству. Именно такой образ у меня сложился в отношении компаний и их руководителей, придерживающихся взгляда корпоративной религии. Конечно, автор ничего такого не хотел сказать, но ощущения возникают именно такие.
По сути, автор просто хотел сказать, что лояльность потребителей настолько сильна, что эту лояльность можно сравнить с религиозной верой (в бренд). Ведь если подумать, многие товары стали популярны не по рациональным причинам, а по вполне эмоциональным (покупаю, ибо абсурдно). Причины, которые так сильно напоминают корни религиозных верований. Можно даже сказать так: я знаю, что эти два товара одинаковы и различаются они только ценой, но я покупаю дорогой вариант только по потому, что ВЕРЮ в его большую эффективность или в большую полезность. Печатая эти слова, я вдруг только сейчас это понял, что часто при выборе товара или услуги человек руководствуется не знаниями, а именно что верой. И поэтому каждый бренд мы можем рассматривать с точки зрения религиозного культа. А это значит, что цель бизнеса, построение такого вот корпоративно-религиозного культа, в котором лояльные покупатели пользуются не рациональными соображениями, а верой в бренд. Вот с такой и только такой очки зрения книгу можно почитать. А вот если цель читателя узнать, как построить такой бренд, то тогда лучше обратиться к книгам Аакера.
И вот ещё одно интересное наблюдение. Автор использует всем известные компании и бренды. Но тогда получается, что автор просто взял успешные бренды и корпорации, которые их выпускают, и назвал это всё «корпоративной религией» в действии. А если компания обанкротиться, то, что это означает тогда? Что корпоративная религия перестала работать? Бог кукурузных хлопьев умер? Легко подставить свою теорию к корпорации, которая много лет успешна на рынке, и назвать всё это «работающей стратегией». Ведь автор очень поверхностно пишет о корпоративной религии. Можно даже утверждать, крайне поверхностно и используя общие слова и выражения, типа «командная работа сотрудников», «эффективный руководитель» и так далее.