Больше рецензий

31 января 2013 г. 14:55

2K

5

Вот шедевры мировой литературы. А вот прекрасные авторы (Джейн Остин, сестры Бронте, Мэри Шелли), которые создали эти шедевры мировой литературы. А это известные английские писательницы (Элизабет Гаскелл, Вирджиния Вулф, Мюриэл Спарк, Фэй Уэлдон), влюблённые в талант прекрасных авторов, создавших шедевры мировой литературы. А это Екатерина Гениева – известный филолог, культурный деятель и директор «Иностранки» , восхищающаяся и первыми, и вторыми, и третьими, изучающая феномен необыкновенного литературного таланта англичанок и потому составившая данный сборник. Были ли у меня, поклонницы британской литературы, обожающей Джейн Остин, интересующейся сестрами Бронте, Э.Гаскелл, В.Вулф, заинтригованной М.Шелли, М.Спарк, Ф.Уэлдон, уважающей Е.Гениеву, хоть какие-то шансы остаться равнодушной к этой книге? Нет! Эту книгу хочется читать и перечитывать полностью и отдельными главами, её хочется листать, рассматривать иллюстрации (фотографические и художественные портреты авторов, их рисунки, рукописи, обложки изданных книг), просто крепко держать в руках – моё сокровище.

Это не случайная подборка мемуаров, эссе, романизированных биографий. Весь сборник, включая предисловие, каждая часть, каждое имя работает на раскрытие удивительного явления – большого количества талантливых авторов-женщин именно в Великобритании. Интересный нюанс сборника – эффект «коробочка в коробочке». Можно любить или не любить Льва Толстого, но его замечание, вынесенное в эпиграф к книге, точным образом описывает этот эффект: «…В художественном произведении главное душа автора… Женщина нет-нет, да и прорвётся, выскажет самое тайное души, оно-то и нужно. Женщина не умеет скрывать, а мужчина выучится литературным приемам, и его уже не увидишь из-за его манеры». Вот и здесь сложно сказать, кто же на самом деле является героинями этого сборника: Э.Гаскелл, В.Вулф, М. Спарк, Ф.Уэлдон - авторы биографических работ, или Джейн Остин, сестры Бронте, Мэри Шелли и другие именитые англичанки. Ведь образы последних даются не в строгом объективно-хронологическом стиле, а пронизаны личным отношением биографа с вплетением автобиографических моментов, оттого и более ценны (в данной конкретной книге) и интересны.

Итак, известные англичанки о знаменитых соотечественницах. Каждое произведение в этом сборнике достойно отдельной рецензии (надеюсь их написать), отдельной истории, отдельного обсуждения. Поэтому здесь я пробегусь по каждому разделу вкратце. Получилось малоэмоционально (ну, представьте здесь еще море щенячьего восторга), зато, надеюсь, по существу.

Дальше...

Элизабет Гаскелл: «Жизнь Шарлотты Бронте». К сожалению, дано в отрывках. Биография ценна тем, что написана современницей и близкой подругой Шарлотты Бронте, много личных воспоминаний, цитаты из писем. Очень много настоящей мисс Б. С другой стороны, как утверждает сама Гаскелл, она хотела создать положительный образ подруги, а значит, неизбежна корректировка и недоговаривание фактов. Читать любопытно, хотя изложение лишено гладкости, немного дерганное, перепрыгивает с события на событие.

Вирджиния Вулф: «Своя комната». Автор конкретней всех разбирает главный мотив сборника: женщины и литература, проблема женщин и литературы, какие они, женщины, или о чем они пишут, почему и как, - что такое «женская литература». Здесь Вулф не излагает ничьей конкретно истории, но мимоходом задевает жизнь и творчество многих литературных деятелей (мужчин и женщин, англичан и французов, писателей древности и своих современников), рассказывает историю Британии и историю литературы с точки зрения статуса женщины и, главное, выводит правило: женщине, которая собирается писать, нужны средства и своя комната. Не кухня, где она готовит. Не гостиная, где она играет роль хозяйки дома. Не спальня, которую она делит с мужем (это если повезло – по мнению общества, или не повезло – по Фэй Уэлдон). А комната – личное пространство, где она может быть наедине с самой собой.
Изложение сложно закручено, но как Вулф интересна и как права!

Мюриэл Спарк: «Эмили Бронте», «Мэри Шелли». Две работы, больше всего из этого сборника подходящие званию биография, включают цитаты из писем и дневников писательниц.

Фэй Уэлдон: «Письма к Алисе, приступающей к чтению Джейн Остен». Тетушка-писательница пишет своей племяннице-подростку, почему нужно обязательно читать книги Джейн Остен и как их правильно читать, параллельно разбирая каждое произведение по отдельности, излагая подробности быта и положения женщин того времени, а также характеризует и классифицирует литературу вообще.
Здесь у меня два противоположных впечатления, и оба правдивые. С одной стороны, если бы миссис Уэлдон была моей тетушкой, то я бы, послушный, беспроблемный, доброжелательный книжный подросток, а не панкующая зеленоволосая, не признающая родительский авторитет Алиса, получив такое письмо, не смогла бы и его дочитать, а от имени Остен шарахалась бы как от огня. Нудно, витиевато, много «лирических» отступлений. Сейчас, взрослая я, читая первое из посланий, проснулась от удара лбом об стол ))))). С другой стороны, манера письма Фэй Уэлдон, ее идеи, сравнения, иносказания очень любопытны, нестандартны. Она много дает общих исторических сведений и подробностей, фактов биографии Остен, подробно останавливается на каждом романе писательницы. Кроме того, письма и автобиографичны, и дают представление об английской молодёжи 80-х. Так вот двояко: и скучно, и не оторваться.

Вирджиния Вулф: «Джейн Эйр» и «Грозовой перевал», «Джейн Остен». Всего на нескольких страничках Вулф жестко и точно выводит характеристики писательниц, их манеру письма, их сильные и слабые стороны. Она называет словами мои собственные неосознанные чувства, почему я обожаю Остен, и почему меня раздражает и интересует Шарлотта Бронте.

Читайте и наслаждайтесь!

(Старый должок "Спасатели книг")

Комментарии


"Жизнь Шарлотты Бронте" читала полностью в оригинале, замечательная вещь. :)
А эссе Вирджинии Вулф это вообще сказка.

Спасибо за рецензию :)


Какая это свобода - владеть иностранными языками! А на русском, наверное, и нет полного перевода :(
Именно с этой книги я В.Вулф для себя и открыла. Надеюсь, что и ее хужожественные произведения произведут на меня не меньшее впечатление.

Спасибо :)


Здорово написали о книге - очень интересно и обстоятельно! Даже удивительно, что такой шикарный сборник потребовалось "спасать".


Спасибо)
Да, такая книга, а читателей всего два.


Наверное, потому что книга явно не для широкого круга читателей. И потом, её же ещё надо как-то вписать в свои планы, что тоже дело нелёгкое, прямо скажем.


Произведениями Остен, Бронте, Гаскелл зачитываются многие, значит и эта книга должна быть интересна. Просто о ней мало кто знает, а кто знает, не может найти.


Сама с удовольствием читаю всех трёх. Но сборники - дело особое. Впрочем, я ж не спорю. Книга-то достойная. И жаль, что действительно о ней мало кто знает.


"должна быть интересна" - это я неправильно выразилась (или недовыразилась)))). Интересна для тех, кто не только любит читать классические романы, но и любит копаться в критике, анализе последних и биографиях их авторов, - как-то так.


Ну да, мы с Вами об одном и том же речь ведём :)


Так-так, надо эту рецензию на главную страницу поместить, я так думаю.


:)))
Ага, для пропаганды английской классики и обращения к техникам Ливлиба: "Почему невозможно загрузить электронную версию этой книги? Я бы поделилась"


Напишите в техподдержку. Они помогут решить проблему.


К сожалению, техподдержка не может решить такую проблему. Какие-то проблемы с файлом - именно он не хочет загружаться. Попробую переформатировать в вордовский файл.


Электронная версия книги есть на рутрекере, в формате DjVu - скачивается и читается отлично.
Сделаю в ворд.формате - выложу на виртуальную полочку.


а в формате EPUB не можете? моя читалка его только и поддерживает:(


Айпад поддерживает абсолютно все книжные форматы...
А просить сделать из djvu epub — это круто. Пара минут работы, да...


Айпад - это у моей племянницы, в игры играет.
А у меня не айпад никакой.
Короче, сделай converted file и поделись.


А до сих пор нет полного перевода книги Элизабет Гаскелл: «Жизнь Шарлотты Бронте»?