Больше рецензий

16 сентября 2021 г. 02:02

798

5

Читала пьесу и параллельно смотрела экранизацию 1989 года, осталась в восторге как и от первоисточника, так и от его киновоплощения.

Действие происходит во время сербско-болгарской войны в ноябре 1885 года, а также после заключения мира в марте 1886-го, хотя надо понимать, что исторические события здесь играют разве что роль декорации.

Райна – молодая девушка из обеспеченной и уважаемой болгарской семьи. На войне у неё и отец, и жених. Войну эту девушка отчаянно романтизирует, воображая весёлую браваду смельчаков, с женихом во главе, радостно идущих на смерть во имя своего народа. Спасаясь от погони во время отступления сербской армии, к ней на балкон забирается один из вражеских офицеров. И Райна вдруг видит войну не сквозь патриотический флёр бравады с яркой националистической окраской, а глазами стороннего человека, наёмника из Швейцарии, которому всё равно, за кого воевать. Окажись Болгария ближе к его стране, чем Сербия, они запросто могли бы очутиться по одну сторону баррикад. Его отношение к войне цинично, он измотан, голоден и скорее мечтает о конфетах, чем о подвигах. "Шоколадный солдатик", как насмешливо окрестит его Райна.

Я профессиональный солдат. Я дерусь, когда надо драться, и очень рад, когда драться не надо. А вы – всего-навсего любитель: вам кажется, что бой это развлечение.

Начиная со второго действия, пьеса превращается в очаровательную, ироничную и забавную комедию положений, когда все действующие лица после перемирия вдруг оказываются под одной крышей, далеко не всё зная друг о друге. Выясняется, что вчерашний враг может быть эффективным организатором, чтобы помочь двум болгарским офицерам справиться с непростой задачей передислоцирования полков, что романтический флёр может рассыпаться в один миг и что не так уж страшно рационально смотреть на вещи.

В голове спасённого несколько месяцев назад швейцарца нет того искажённого возвышенного образа, который девушка старательно внушает и родителям, и жениху, потому с ним Райна может быть самой собой. Точнее ей приходится быть самой собой, но каким же освежающим опытом это для неё оказывается. Ведь с женихом Сергеем, бравым офицером с лихо подкрученными усами, они старательно позируют друг перед другом, воображая любимого человека в каких-то невозможно экзальтированных тонах. Райна придумала себе благородного солдата, Сергей – утончённую барышню. Впрочем, после изматывающих высокопарных изъяснений в любви с обожаемой невестой Сергей не гнушается поприставать к её хорошенькой горничной. И с этой девушкой он честнее, поскольку Лука прекрасно видит, что скрывается за его позёрством.

Помимо разоблачения слепой романтизации жизни, а, в особенности, лицемерной романтизации войны, фабианец Шоу мимоходом затрагивает и вопросы социализма. Прекрасная у него получилась пьеса, насыщенная и наполненная жизнью.

Собери их всех

Комментарии


Возьму пьесу в хотелки. Люблю всякое на околовоенную тему и о романтическом флере )

Тоже люблю эту тему. Кстати, если что, эта пьеса издавалась (кажется, единственный раз) в полном собрании, которое есть в электронке. Просто по названию мне её отдельно найти не удалось :)


Спасибо, буду знать ;)


Прекрасная у него получилась пьеса, насыщенная и наполненная жизнью.

Так увлекательно написала... и тематика интересная про разоблачение неуместной романтизации. Возьму пьесу себе, тем более что у Шоу я вроде ничего не читала.

Спасибо за рецензию)


Приятного чтения! Я до этого у Шоу читала только "Дом, где разбиваются сердца". Она, безусловно, хороша, но там очень большой оммаж Чехову, которым я не до конца прониклась, поскольку с русским классиком у меня пока не очень понятные отношения)