Больше рецензий

15 сентября 2021 г. 16:39

498

3

Представьте крупную международную корпорацию, которая предлагает:
• интересную работу и карьерный рост;
• соцпакет, включающий в том числе медицинскую страховку как работника, так и его родителей;
• благоустроенное жильё – с интернетом за счёт этой самой корпорации;
• лояльный коллектив, всегда готовый понять и придти на помощь.
А взамен требует одного: полной открытости. Активности в соцсетях - с выкладкой туда мельчайших подробностей, жизни под камерами и вообще отсутствия какого-либо привата, в том числе в делах сексуальных и сортирных. Страшно?
На самом деле нечто подобное реализовано задолго до интернета и компьютерных технологий. Называется женский коллектив (особенно не занятый конструктивным делом и безденежный). Правда, до могущества Сферы он ещё не дорос. Так и плюшек, предоставляемых сфероидам, не даёт: всё исключительно из любви к искусству. А есть ещё, например, общины. Есть деревеньки, где все друг у друга на виду. Есть общежития и коммунальные квартиры, где тоже не всегда возможно уединиться. И далеко не всегда люди выбирают подобную жизнь сознательно. Но кто-то родился в таких сообществах, кому-то на данном этапе так проще выживать.
В сущности, чем пугает Эггерс?
Тем, что человечество превратится в огромную общину, из которой не уйти.
Но при этом описывает её так, что обыватель невольно задумывается: а стоит ли оттуда уходить? Да, могут выставить на всеобщее обозрение грязное бельё. Но в патовой ситуации всегда выручат и реализоваться помогут.
Именно поэтому главную героиню Мэй Холланд не хочется ни жалеть (зачем?), ни осуждать (за что?). Эггерс не Достоевский, чтобы убедительно сказать: «Вы верите в хрустальное здание, навеки нерушимое, то есть в такое, которому нельзя будет ни языка украдкой выставить, ни кукиша в кармане показать. Ну, а я, может быть, потому-то и боюсь этого здания, что оно хрустальное и навеки нерушимое и что нельзя будет даже и украдкой языка ему выставить». Посему оппозиция сфероидам выглядит у него убого. Мерсер, выступающий здесь в роли жертвы, - изначально «снежный человек», которому намного комфортней в глухой тайге, нежели в любом обществе. А Александр Господинов (он же Тау, он же Кальден), которому отводится роль подпольщика-партизана, взывает не столько к разуму, сколько к чувствам – романтическим в первую очередь. Проблема в том, что романтику каждый понимает по разному. Вот и получается: он про попрание прав на частную жизнь, она – про то, что каждому человеку важно быть услышанным и замеченным, он про развал Сферы и последующую счастливую жизнь вдвоём в каком-нибудь романтическим месте, она - про то, что в таком случает 13000 человек лишатся работы (и какой работы!), а сидеть в этом романтическом месте до старости – так себе удовольствие.
И ещё одна маленькая деталь. В романе неоднократно упоминается, как Сфера подминает под себя государство, и насколько это страшно (всеобщая прозрачность – конец демократии). Однако социальных функций Сферы государство на себя что-то не берёт.