Больше рецензий

10 сентября 2021 г. 16:34

669

4.5 "Когда ты был счастлив..." (с)

Бывают такие книги, от которых в голове постоянно звучит мелодия – тихая, ненавязчивая, передающая малейшее движение текста. Эта мелодия сопровождает чтение, но никогда не перекрывает звучание текста. То внезапно спотыкается на каком-нибудь напряжённом моменте, то ускоряется, силясь унести с собой всё плохое.
Именно такой книгой стал для меня роман «На солнечной стороне улицы». Невероятно музыкально и прекрасно написано. Слова увлекают, уносят в крикливый горячий Ташкент времен детства и юности Дины Рубиной. И этому влечению невозможно сопротивляться. Ты просто хватаешь строчки за ускользающие слова и мчишь вместе с ними по волнам чужой памяти.
Удивительный самобытный город встаёт со страниц книги - запутанные улочки, шумные рынки, прохладные арыки. Город живёт своей особенной жизнью, одновременно жестокой и удивительно душевной. Ташкент вбирает себя людей, никому не отказывает, каждому находит место. А ведь люди абсолютно разные. Со всех концов «империи» волею судеб съезжаются бывшие дворяне, бегущие от войны оголодавшие простые семьи, отсидевшие своё политические. Многонациональное соседство сломанных судеб рождает потрясающие сцены, которые автор описывает с поражающим мастерством.
В этих сценах мы и встречаем главных героинь романа – Веру и Катерину Щегловых. Они не похожи в главном, но в мелочах в них так много общего, что эта общность похоже пугает самих героинь. Не раз в романе Вера как заклинание повторяет своё нежелание быть похожей на мать, составляет список материнских слов, которые не позволяет произносить себе.
Война сломала Катерину, оставив от умной, доброй, талантливой девочки только оболочку. Выжить, не отдать своего стало целью всей её жизни. Для этой израненной женщины неважно как, зачем, главное – добыть, доказать. Она и дочь свою оставляет только потому что это её «собственность». Зачем ей дочь, как её растить, как её любить Катерина не знает, поэтому просто даёт Вере всё решать самой. А Вера оказывается невероятной. Она парадоксальным образом притягивает к себе хороших образованных людей, которые формируют её, воспитывают из беспризорной девчонки талантливейшую художницу. Странная «придурошная» Вера, которая умеет слышать цвет.
Да простит меня автор, но читать про Веру было в разы интереснее, чем про Дину. Может быть именно потому что Вера эфемерное создание воображения, а не реальный человек. Но как же точно судьба этой выдуманной женщины описывает судьбы тысяч реальных людей. Они раскиданы по свету, но память о той, ташкентской, жизни позволяет узнавать «своих» с первого слова и взгляда.
Роман очень гармоничен, соткан из лоскутов жизни, которые подобраны очень точно. И тем удивительнее было увидеть сцены перед эпилогом: настолько они выбивались из общей атмосферы. Поздно уже объяснять неоправданную жестокость, оправдывать злость, выяснять отношения и пытаться что-то изменить. Жизнь прожита и другой её уже не сделать одним лишь своим желанием. Только и остаётся, что доигрывать роль до конца. Ненужный драматизм.

Книга прочитана в рамках игры "Вокруг света"