Больше рецензий

winpoo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 сентября 2021 г. 10:17

305

3.5 Ничто человеческое XIII века

Метафоричное название книги показалось мне многообещающим, и, еще не начав читать, я нафантазировала себе много всякого-разного. Поводов нашлось достаточно: Средние века, загадочные убийства, затерявшийся в лесах Уэльса замок Вайнторп-касл с его обитателями, мать-настоятельница с неутоленными печалями…

На Средневековье мое сознание обычно отдыхает, погружаясь в исторические артефакты и ландшафты. Антропологи сегодня пишут, что тогдашние люди были больше похожи на современных, чем мы привыкли думать, и для меня в литературе о нем временные перспективы как-то по-особому смешиваются, придавая житейским историям кинематографичность BBC-шного сериала. У автора эта идея получила максимальное развитие: ее герои живут и действуют, исходя, фактически, из тех же предпосылок, что и современные люди - влечение, ревность, жадность, корысть, - только все это помещено в декорации 1271 года. Любопытно, что в книге есть небольшое авторское послесловие о «повседневной жизни замка» в 1271 году, и оно читается интереснее самой книги. В то же время автор не избежала избитых стереотипов Средневековья: прямолинейная физиологичность, грубость быта, почти полное отсутствие гигиены, вечный холод, грязь и сырость, демонстративная религиозность, сословная субординация. Но если в принципе гоняться за атмосферой «Имени розы», то похожие ощущения, если не привередничать, можно попытаться получить и здесь.

Сюжет несложный, почти шекспировский. В его основе лежат страсть и ревность, и каждый из героев плетет вокруг них свою интригу. Во взаимоотношения мужчин и женщин, волею судеб оказавшихся в Вайнторп-касле, нужно вникать - не сразу понимаешь, кто, с кем, кому, когда, зачем и почему, и поначалу путаешься в именах и родственных связях. Но спектр переживаний, связанных с «тираном духа» - ревностью, – передан неплохо: это и страх, и злость, и обида, и подозрения, и недоверие, и вина, и стыд.

Детективная линия – классическая, если не сказать топорная. Фактически, это был несложный герметический детектив с непоследовательно ведущими себя героями: кто-то неловко берет на себя чужую вину, кто-то нападает на своего сына и зачем-то выгораживают чужого, да и сами убийства не выглядят достаточно мотивированными по современным меркам, скорее, импульсивными, что, вероятно, ближе к меркам Средневековья. Некоторые линии и вовсе не расследуются и не развиваются (убийство охотника в самом начале романа) или о них говорится вскользь (история Томаса) но, видимо, автор сделала это, чтобы хоть немного запутать «классику». Подозрения смещаются от одного персонажа к другому, одна версия сменяет другую, все это достаточно динамично, но не очень увлекательно. К середине книга уже поднадоедает ввиду какой-то безнадежности и мертворожденности интриги. Немного «утяжеляют» сюжет диалоги героев между собой, пронизанные размышлениями о Боге, бытом, медицинскими познаниями и натуралистичной сексуальностью (на этом, мне кажется, «повернуты» все герои, и мужчины, и женщины).

Герои представляют собой коллекцию характерологических типажей, на каждом из них автор поставила особую «метку»: религиозная настоятельница Элинор, монах с не до конца ясным прошлым Томас, врачевательница и добрая подруга настоятельницы Анна, благородный рыцарь Адам, развратный и грубый Генри, «будущая суфражистка» Юлианна, «веселая Эрата» и потенциальная «кающаяся грешница» Исабель…

Для меня это была проходная книга. Прочиталась легко, но память о себе вряд ли оставит.

Комментарии


Люблю английское Средневековье! Добавила в хотелки. Спасибо.