Больше рецензий

5 сентября 2021 г. 13:08

2K

4 Человек ещё не научился мужеству беспрерывного счастья…

Небольшое по объёму произведение занимает времени на прочтение не больше пары часов, оставляя странное послевкусие и целый ворох мыслей. Москву Ивановну покалечила вагонетка, а меня переехал целый поезд, размазав всю мою сущность и тело по рельсам, ведущим разве что в тупик, в котором заканчиваются все ожидания лучшей жизни и светлого будущего. Идея о создании нового человека оказалась пустотой, завёрнутой в красивый шуршащий фантик, потому что никакого нового человека нет, а есть винтики, которых силой вкручивают в систему до тех пор, пока они не лопнут, придя в негодность.

Язык Платонова настолько яркий и сочный, что гипнотизирует тебя с первых строк, засасывая в свою ловушку, в какой-то момент ты ловишь себя на мысли, что не замечаешь переходы от красочных описаний природы и людей к таким же красочным описаниям трупов в прозекторской. И ты бы рада не читать про копания в животе умершего человека в поисках души, да не можешь, потому что ты себе уже не принадлежишь, Платонов не отпустит тебя пока ты не перевернёшь последнюю страницу романа, тогда сможешь вздохнуть и то, если не потеряла рассудок.

Поиск души в человеке одна из основных мыслей романа, попытка понять и осмыслить внутреннюю природу людей. По замыслу Божьему душа есть у каждого человека, а вот у Платонова нет, он сам решает кого присутствием души наградить, а кого лишить этой необъяснимой и недоказанной субстанции. Москва души лишена, чтобы показать, что без души тоже можно жить, нравиться мужчинам, мечтать об обыкновенной жизни со счастьем, а на что похожа такая жизнь, вопрос уже второй. Образ Москвы в романе очень яркий, мужчины после встречи с ней теряют себя от невозможности добиться взаимного чувства, ее любит каждый, а вот она так не умеет, потому что не может понять как это любить кого-то одного. Красивая, но пустая женщина.

В общем она была хороша и ничья, но сколько мысли и чувства надо изгнать из своего тела и сердца, чтобы вместить туда привязанность к этой женщине? И все равно Честнова не будет ему верна, и не может она никогда променять весь шум жизни на шёпот одного человека

Есть в романе интересный момент, когда Москва была поймана за подглядыванием в окна других людей, который показывает главную проблему самой Москвы. Она хотела принадлежать всем, потому что родилась с осознанием своей исключительности и верой в то, что она непременно достигнет высот и станет героиней, пусть даже хотя бы труда. Как советская власть, заманивающая в свои сети обещанием достатка и процветания, а на самом деле входя в жизнь каждого человека не может даже согреть его.

Все люди были заняты лишь взаимным эгоизмом с друзьями, любимыми идеями, тёплом новых квартир, удобным чувством своего удовлетворения. Москва не знала, к чему ей привязаться, к кому войти, чтобы жить счастливо и обыкновенно. В домах ей не было радости, в тепле печей и свете настольных абажуров она не видела радости. Она любила огонь дров в печах и электричество, но так, как если бы она сама была электричеством - волнением силы, обслуживающей мир и счастье на земле

Пытаясь одарить собой и своим телом каждого мужчину, она не замечала, что дар оборачивался для мужчин проклятьем, она разрушала все к чему прикасалась. Все мужчины круто меняли свою жизнь, за исключением разве что военного, который как прозябал в пустоте своего существования, так и остался там прозябать. Странным образом, Москва именно в комнате Комягина канула в безвестность, позволяя выйти на сцену другим персонажам, которые пытались склеить свою жизнь и обрести твердость земли под ногами, потеряв Москву.

Я в очередной раз убедилась, что Платонов бриллиант русской литературы. Рассказывая о судьбах нескольких людей после Октябрьской революции, объединённых встречей с Москвой, он показывает судьбу новой создающейся страны. И если в начале романа ты вместе с героями веришь в светлое будущее, то к последнему абзацу понимаешь, что тебя обманули и ничего светлого в новой стране нет, она хромая калека, разрушающая и растаптывающая людей. И все, что тебе остаётся, это лежать размазанной по рельсам в надежде, что придёт Самбикин и именно в твоих внутренностях найдёт на дающую ему покоя душу.

Долгая прогулка 2021 Основа Сентябрь
Команда «Ньютон и Ева в купе с Анной»

Комментарии


Екатерина! Какой прекрасный сюрприз)
Платонов и вы) Ну... вы, и Платонов.
Нежно люблю этот роман.

в какой-то момент ты ловишь себя на мысли, что не замечаешь переходы от красочных описаний природы и людей к таким же красочным описаниям трупов в прозекторской.

Очень точно подметили. Одной и той же краской он пишет и ужас и красоту.
Удивительно... и чуточку мунковски.

И ты бы рада не читать про копания в животе умершего человека в поисках души, да не можешь, потому что ты себе уже не принадлежишь, Платонов не отпустит тебя пока ты не перевернёшь последнюю страницу романа, тогда сможешь вздохнуть и то, если не потеряла рассудок.

А тут Платонов, кроме всего прочего, экзистенциально смотрит на идею причастия, хлеба, которым жив человек и бога, которого он впускает в себя.
Безумный 20 век с богоискателтством бога в прошлые века, дошёл до того... что бога и душу ищут в кишках: бог стал пустотой, мягко говоря.

По замыслу Божьему душа есть у каждого человека, а вот у Платонова нет, он сам решает кого присутствием души наградить, а кого лишить этой необъяснимой и недоказанной субстанции. Москва души лишена, чтобы показать, что без души тоже можно жить, нравиться мужчинам, мечтать об обыкновенной жизни со счастьем, а на что похожа такая жизнь, вопрос уже второй.

Ну, не у самого Платонова а у его героев некоторых)
Хотя, в его поэтике, даже у "монстров" душа есть, точнее, она как отлив ушла куда то во тьму существа и человек стоит на отмели существования и страждет, ищет её и бога.

образ Москвы в романе очень яркий, мужчины после встречи с ней теряют себя от невозможности добиться взаимного чувства, ее любит каждый, а вот она так не умеет, потому что не может понять как это любить кого-то одного. Красивая, но пустая женщина.

Не умеет любить... как многие из нас не умеют жить.
У Платонова это почти тождественно.
Она - поруганная Афродита на Земле: в небесах горела и падала ангелом, и под землёй в аду теряла ногу и выходила не из моря, но из недр и боли земли.. с одной ногой.
Чуточку пандора. Любовь на земле стала - Пандорой, искушающей людей и ведущих их за собой, в пустоту. за их грехи: то, что они сделали с любовью на земле.

Рассказывая о судьбах нескольких людей после Октябрьской революции, объединённых встречей с Москвой, он показывает судьбу новой создающейся страны.

У Платонова весь этот социализм и быт прошлого - лишь орнамент и символ.
За этими декорациями сквозят до боли знакомые силуэты жизни как таковой.

Рад, что вам понравился роман и вы так хорошо о Платонове сказали)
Спасибо за хорошую рецензию, Екатерина)


Александр, спасибо за внимание!
Солнечного Вам дня)


Небольшое по объёму произведение занимает времени на прочтение не больше пары часов

Ну не знаю, у меня "пару часов" занимает чтение страниц 20-и, максимум. Я в Платонова медленно вгрызаюсь, сражаюсь с каждым абзацем, перечитывая по нескольку раз, вдумываясь. Делаю передышки периодически, отдыхаю. Как работа, а не отдых или развлекательное чтиво. Или я один такой тугодум?

У меня знакомая тоже, за неделю прочитала 2 книги с повестями Платонова, ну и естественно сказала что это не её и вообще бред какой-то и читать невозможно.

А для меня это просто поэзия какая-то, объект преклонения и источник силы.

Ну а "Счастливая Москва" правда, все-таки написано чуть более простым (для Платонова) языком, я её за 2 дня прочитал (ну не с утра до вечера естественно)...

Интересные метафоры в глаза бросаются. Москва Честнова - этакий падший ангел, падшая женщина, - упала с небес (парашюты) под землю (метро)... Она же и Икар (загорелся парашют в небе от попытки закурить).

Описание базара в конце повести, вообще праздник какой-то. Одна сплошная цитата, вот там Платоша уж дал себе волю разгуляться.)) И милиционеры на вышках - то-ли боги, наблюдающие за копошащимся людским муравейником внизу, то-ли надзиратели в лагере, а вся страна или город-один большой концлагерь?