Больше рецензий

3 сентября 2021 г. 13:50

787

5 Азбука для школьников

Есть книги, обязательные к прочтению, причем в подростковом возрасте. Именно такие, как "Занимательная Греция" Михаила Гаспарова. Обязательность их определяется содержанием и стилем. 

Сам Гаспаров четко определил, почему необходимо знать историю именно Греции: 

Все, что для нас сейчас сам собой разумеется, когда-то было открыто впервые. И то, что надо слушаться закона; и то, что биение пульса в человеке - от сердца; и то, что мысль о вещи может больше о ней сказать, чем взгляд на эту вещь; и то, что интересные истории можно разыгрывать в лицах и тогда это называется драма. Такие открытия порознь делались и в Вавилоне, и в Индии, и в Китае, и в Греции. Но наша собственная цивилизация, новоевропейская, развивалась главным образом на основе древнегреческой (и сменившей ее древнеримской). Поэтому древнегреческие открытия ближе нам, чем какие-нибудь иные.

Мало того, опыт подсказывает, что большинство школьников, которым адресована эта книга, чаще всего знать не знают мифов, легенд и исторических событий, ставших основой не только огромного количества произведений искусства, но и нравственных ценностей, правил жизни, которыми мы руководствуемся. Наши детки, которые потом становятся взрослыми (а многие уже и стали), свято верят в то, что мы говорим на "исконно" русском языке. Книга Гаспарова развенчивает детские представления о том, что родной язык был таким, как мы его знаем, всегда; что каждое слово - это уникальное сочетание букв и звуков, данное нам "от бога" или "от ученых", которые придумали всякие правила, а теперь все мучаются, чтобы их выучить. Все примеры Гаспарова, связанные со значением слов, греческих корней, приставок и суффиксов, которыми просто наполнен наш повседневный язык, - просто должны взрывать мозг наших недорослей. От осмысления того, на каком языке на самом деле мы разговариваем (шутка), можно испытать восторг, радость открытий, осознания, что все не так, как кажется. 

Гаспаров, как профессионал, четко и ясно выстраивает цепочку культурно-исторических событий, которые превратились в символы и нашли отражение в афоризмах и фразеологизмах. В его изложении история складывается в закономерно связанные эпизоды, в которых противостоят народы и личности, массы и отдельные люди. И получается, что все конфликты, которые мы упорно анализируем и рассматриваем в литературных произведениях и переживаем в реальной жизни, мучительно ища их разрешения, уже однажды были и выход из них однажды уже находили. И даже зафиксировали и оценили их последствия. И каждое из них стало уроком, примером или образцом, на который можно ориентироваться.

Следы, оставленный культурой и историей Греции, мы видим на каждом шагу, в каждом элементе нашей жизни. А потому не знать ее - значит обеднять свое представление о мире и вместо движения вперед топтаться на одном месте, создавая колеса и открывая велосипеды. Особенно поучительны в этом плане описания древнегреческих школ, в которых ценой невероятных усилий и лишений дети учились читать, писать, считать и петь, играя на семиструнной кифаре (вообще-то, в современной звуковой версии - гитаре). Знакомясь с историей и открытиями Греции отчетливо понимаешь, насколько прав математик, которого цитирует Гаспаров: 

Прогресс  науки не в том, что мы умеем делать то, что раньше умели лишь талантливые, а в том, что сейчас каждый умеет делать то, что раньше умели лишь талантливые. 




Огромная благодарность Kate_Lindstrom, напомнившей мне об этой книге и вынудившей ее прочитать в рамках Новогоднего флешмоба 2021

Источник