Больше рецензий

2 сентября 2021 г. 14:18

359

5 То не мертво, что вечность охраняет, смерть вместе с вечностью порою умирает

Люблю книги о мистических художниках. Хоть в плане создания новых миров им не сравнится с литераторами, только их миры можно рассмотреть в подробностях, что пугает больше текста, несмотря на всю силу людского воображения. Особенно когда до зрителя доходит, что этот мир написан с натуры.

Этот старый добрый Лавкрафтовский мир, с древним ужасом со дна морского, людьми, ушедшими в море и сумасшедшими художниками, держащими чудовище на цепи ради искусства. В первоисточники так же затесался и Карл Вагнер, последователь Роберта Говарда. Его рассказ «Палки» вошел в антологию лучших хоррор — рассказов 20-го века, представив в нем 1974 год.

спойлер
Эта история об иллюстраторе, попавшему в таинственное место и воссоздавшем своими рисунками древнее заклинание, которое теперь прочтет весь мир…
свернуть

Не знаю, написал ли Кинг эту книгу под влиянием от собственных травм после автокатастрофы или эта идея была давно, авария просто добавила ей достоверности, но оптимистический постулат «Что-то уходит, а что-то приходит» у Кинга звучит зловеще. Ведь никто не обещал, что обязательно придет что-то хорошее. Мир, в конце концов, не зебра, а мы не блохи. Впрочем, довольно долгое время я наивно думала, что у Стивена начался лирический период, до того все хорошо было. Ну, то есть плохо, авария, развод, мечты о самоубийстве и злобные страховые компании, стоящие на страже жизни неподкупней психиатров. Но это также была такая хорошая история о том, как всё кругом выздоравливает, потихоньку, помаленьку, но улучшается с каждым шагом по песчаному пляжу. Люди, когда-то долго болевшие, поймут мои светлые чувства по поводу мрачной борьбы искалеченного человека со своим больным телом.

Ну, а спустя большую часть книги, когда все стало слишком уж хорошо, на смену тезису «Что-то уходит, а что-то приходит» приходит традиционное «Ничто не дается даром» и «Бесплатный сыр только в мышеловке». На этом месте роман оживляется и как обычно все становиться от «плохо» до «ужасно», а вскоре кончается, напомнив мне этим резким нарастанием темпа марафонский забег. Опытный марафонец никогда не разгоняется на старте, он большую часть времени тихо плюхает в конце колонны, экономя силы и решающий рывок делает лишь на последних километрах, когда все резвые бегуны давно отсеялись. В Дьюме — Ки эта марафонская схема особенно очевидна.

Художникам эта книга однозначно повысит самооценку. Фаталистов убедит, что хорошего конца не бывает, бывает просто конец. Фанаты Кинга вновь встретятся с мастером, который никогда не разочаровывает. А больным она внушит мысль, что если немного подождать, жизнь наладиться. Главное, ждать подальше от Дьюмы.

спойлер

P.S. Ах, Элизабет… Ты была моим самым любимым героем, твои рисунки нравились мне больше всех, а твои фантазии больше всего пугали. Ты была самой умной, талантливой и прозорливой из всех… Как мне жаль.

картинка Tsavo

свернуть