Больше рецензий

Kate_Lindstrom

Эксперт

предпочитаю отказаться

1 сентября 2021 г. 13:05

594

3

Главный герой этой книги — Клод Лантье, старший сын Жервезы из Западни . Клоду повезло обнаружить свой талант к живописи в раннем возрасте, из-за чего его взял под покровительство богатый буржуа. К моменту начала романа Клод — юный многообещающий художник, готовый взорвать искусство своими радикальными идеями.

Роман, не обладающий особой силой, больше всего известен тем, что якобы рассорил Эмиля Золя и Поля Сезанна. Писатель и художник были друзьями с детства, следили за успехами друг друга и вместе мечтали изменить мир. Но после выхода «Творчества» многолетняя дружба развалилась: слишком уж многое из реальности позаимствовал Золя для своей книги, рискнув писать Клода с Сезанна. Авторский метод Золя достаточно дотошный, сила воображения мало значила для него. Правдоподобие реализма он искал в самой реальности, записывая и подмечая всё, что видел вокруг. Наверное, Сезанну действительно неприятно было понять, что он был для писателя не просто другом, а объектом, который любопытно запротоколировать.

Что сам Сезанн говорил по этому поводу:

Между нами не было никакой ссоры, я первый перестал ходить к Золя. Я больше не чувствовал себя у него в своей тарелке. Эти ковры на полу, слуги и сам он, работающий теперь за бюро резного дерева! В конце концов, у меня создалось такое впечатление, словно я делаю визит министру. Он превратился... в грязного буржуа.

Вот и решайте после этого, на что именно обиделся художник. Неужели всему виной материальный успех Золя? Ещё есть мнение, что возмущение Сезанна вызвано тем, что писатель не имел права так глубоко влезать в художественную «кухню». Но тогда стоит считать, что пишущие вообще ни о чём не могут говорить, кроме как о себе... Но давайте перейдём к содержанию.

Биографические детали в избытке в этом романе. Золя присваивает (почему-то) картину Мане «Завтрак на траве» кисти своего Лантье, упоминает реально проходивший «Салон отверженных» с картинами, не принятыми к показу в Парижском салоне. В конце концов, писатель Сандоз из романа — это сам Золя, и в большинстве моментов он показан просто как сын маминой подруги, из-за чего я много веселилась. Да, Эмилю явно не грозило умереть от скромности.

картинка Kate_Lindstrom

Прекрасно показаны молодость, энтузиазм и свежесть кружка нового искусства, в который входят главные герои. Первая половина романа окутана оптимизмом и верой в свои силы: юные творцы осмеяны толпой, но зато о них вовсю начинают говорить. Но ровно с середины книги начинается стремительное падение вниз. Только не у Сандоза — у него всё прекрасно, романы продаются как горячие пирожки, да ещё жена умница и красавица (хе-хе). А Клод... Он не из тех, кто идёт на компромиссы. Постепенно он превращается в классический тип непонятного и отвергнутого современниками художника.

Презрение настоящего творца к толпе обывателей, которые делают славу таким же посредственностям, как они сами; адские муки творчества, тщетные поиски идеала — всё это описано пронзительно, сильно и с неожиданной для Золя экспрессией. В этом романе видно, что циничная маска писателя на самом деле вызвана потребностью защищать своё видение правды от нападок. И многое, что Золя приписал Клоду, он писал о себе. Могу даже предположить, что Сандоз — этот тот человек, каким Золя себя хотел видеть, а Клод — тот, кем он на самом деле был. В таком случае Сезанн тут только для фона.

В «Творчестве» Золя позволил себе множество отступлений, чтобы подробно осветить свой писательский метод, поэтому для лучшего понимания корней реализма в литературе книгу прочитать стоит. На исходе XIX века Золя верит, что вот-вот должны спасть оковы романтизма, под гнётом которого воспитано слишком много поколений. Правду он видит в «природе», реализме, поэтому идущий в верном направлении Сандоз жив и у него всё отлично. Клод же, так и не сумев вырваться из тумана романтических заблуждений, обречён на гибель. Только вот Золя не мог знать, что до сих пор вся западная культура наследует именно дряхлому романтизму.