Больше рецензий

1 сентября 2021 г. 10:40

441

4 "Ревнуют не затем, что есть причина, а только для того, чтоб ревновать…»

Действие романа происходит в Великобритании 70-х. Время разгара сексуальной революции.
Фабула проста: главный герой Грэм Хендрик влюбляется в Энн, уходит от первой жены, чтобы жениться на любимой, но счастливая семейная жизнь омрачается его ревностью. Барнс показывает, как любовь превращается в одержимость и постепенно выходит за пределы разумного. Ревность к прошлым любовникам жены за четыре года превращается в маниакальную навязчивую идею.
При этом Грэм выглядит смешно, – это уже не трагический герой, наподобие Отелло, несмотря на то, что автор напрямую отсылает читателя к Шекспиру (недаром Джек, которого главный герой считает другом, называет Грэма «маленький Отелло».
И вот тут выясняется, что для счастья любви и чувственности недостаточно. Настолько разные у героев взгляды на любовные и сексуальные взаимоотношения. Грэм привык к моногамным отношениям, а Энн –к сексуальной свободе. Что касается Джека, то он обрисован гипертрофированным носителем ценностей сексуальной революции, не испытывающим угрызений совести по поводу собственной распущенности. А бесчисленные любовные связи Энн из ее прошлой жизни; о которых она без стеснения рассказывает Грэму, выглядят пошло.
Барнс подводит к мысли, что сексуальная революция принесла не освобождение от условностей, но породила новые проблемы в отношениях мужчины и женщины; в том числе, психологического характера.
Многовековые традиционные ценности в любовных отношениях (невинность, длительная любовь к одному избраннику, супружеская верность) вступили в конфликт с новыми взглядами на сексуальную природу человека.
Посредством введения в текст повествования интимных деталей, нарочито натуралистических физиологических подробностей, постельных сцен и эротических снов, Барнс задаёт сниженный тон происходящему.
эти эпизоды лишены романтически возвышенного настроения и констатируют негативный опыт и сексуальную неудовлетворенность, свидетельствуют о разочаровании и мужских комплексах.
В конце концов, «тирания слабого», (по выражению Энн), ревнивца, заканчивается печально.
Несмотря на интересную тему, было иногда скучновато. Поэтому 4.