Больше рецензий

23 января 2013 г. 13:45

1K

5

Как же всё-таки трудно говорить о Голдинге. Проблема в том, что он писатель "профессиональный", если вообще можно так выразиться. Все свои произведения он пишет исключительно рассудком и по определённому расчёту, даже если они производят впечатление буйства эмоций. Я так и вижу его, склонившегося над планом произведения, чётко выверяющего варианты прочтения и толкования, составляющего загадку, сродни математическим задачкам, над которой должен биться читатель. И задачка эта решается в каждом произведении интересным образом: "Бесконечное множество вариантов решения, выбирайте тот, который вам удобен". Удаётся ли ему при этом преодолеть тот порог, о котором говорил Умберто Эко в "Записках к "Имени розы"", — когда произведение совместно с читателем рождает совершенно жизнеспособные толкования, о которых автор и понятия не имел, даже не думал закладывать (я сейчас имею в виду не всякую глупость, которую может ляпнуть или увидеть в произведении любой дурак, а мнение, подкреплённое доказательствами)? Может и удаётся. При всей своей любви к толкованию собственных произведений публично, Голдинг о "Шпиле" говорит скорее внешние данные — как работал, что использовал, а что нет — а не "внутренние".

Перво-наперво, как ни крути, придётся поговорить о символе самого шпиля. Хотя бы потому, что эта сложная смесь жанров подразумевает и вполне классический по форме готический роман, а в готике архитектура всегда была таким же полноправным персонажем, как и люди. Что первое приходит на ум всяким извращенцам вроде меня? Правильно, фаллос. Совершенно зря откидывают эту трактовку образа шпиля, как слишком примитивную — простой не всегда значит неправильный. Определённо, фаллические черты в образе присутствуют, учитывая постоянно подавляемое либидо Джослина, а ещё извечно мальчишеское желание, чтобы у него было "больше всех". Член в 400 футов длиной — чего же ещё хотят мужчины, если не этого? Ну, пусть не член, но хотя бы что-то больше, чем у других. Шпиль как символ гордыни Джослина. Он утверждает, что "болел" ею в молодые годы, но совершенно очевидно, что и сейчас в его поведении гордыня присутствует. Забавно: гордыня в среде религиозных ценностей. Моё смирение смиренней, чем у тебя! Сам Джослин скромно утверждает, что это всего лишь самая большая молитва (нет, нет, никакой гордыни, вы же понимаете, она просто самая большая). Такое ощущение, что для него этот шпиль не просто мостик к богу, на небо (чем выше, тем ближе!), а целая антенна, которая должна послать богу вполне конкретное сообщение: "Я тебе ох как молюсь, пожалуйста, рассей мои сомнения в твоём существовании!" Ну и, конечно, гордыня плюс стремление приблизиться к богу дают нам образ вавилонской башни. Не знаю, как там со смешением языков, но общий хаос и смятение вокруг шпиля постепенно нарастают. Джослин, забираясь на высоту, чувствует себя богоподобным, вспомним хотя бы, как он может видеть оттуда все грехи простого люда: кто-то разбавляет молоко, кто-то валяется пьяненький в канаве, а кто-то уселся в туалете с открытой дверью. Одна из самых интересных трактовок шпиля, которую усердно подчёркивал Голдинг (хотя бы тем, что намеренно отказался от исторической и строительной точности в изображении, полагаясь на свой личный опыт в знании корабельного дела), — шпиль как мачта корабля. Собор определённо плывёт, потому что под ним какая-то жижа и болото вместо фундамента, шпиль торчит, а Джослин, значит, мудрый кормчий, от которого зависит курс судна.

Ладно, хватит про эту иглу в небеса. Главный герой — "безумный Джослин", который безумен только в интенсивности своей двойственности и сомнения. Сам-то он утверждает, что безумен вовсе не он, а бог, который требует от своих людей таких безумств, вроде возведения шпиля. И действительно, как тут не вспомнить притчу об Аврааме и Исааке? Беда только в том, что Авраам ни капельки не сомневался, а Джослина сомнения всё-таки гложут. А ну как ерунда его видения? А ну как копыта у его ангела? А ну как вовсе не бог этого, хочет, а его гордыня? Ведь тогда все четыре жертвы — по одной на каждую опору — совершенно напрасны. Но чем больше он убеждает себя и окружающих, тем сильнее ему приходится себя бичевать, тем больше сомнение. Но самое страшное, что возможно и такое: все дела человеческие, даже те, которые совершаются с благими намерениями и для славы господней, по сути своей есть двойственны. И у ангелов есть копыта. А шпиль, который так однозначно тянется к божественным небесам, расположен над вонючей и глубокой ямой, которая, в свою очередь, точно так же тянется, только к преисподней. Отбросит ли Джослин, в конце концов, свои сомнения? Нет. И эта неопределённость страшнее, чем если бы он понял, что был неправ и принял свои грехи. Четыре жертвы, четыре силы, пригибающих Джослина и собор к земле, гнущие каменные опоры, ломающие позвоночник.

Очень интересно в романе реализована тема двойничества. Первый двойник Джослина — Роджер. Казалось бы, что Джослин заразил его своим безумием и увлечённостью, но нет, эта дьявольщинка сидела в Роджере с самого начала. И вроде бы он не такой духовный человек, как Джослин, чтобы страшно мучаться, а финал романа показывает, что муки эти вовсе не от соотношения духовного и материального в личности зависят. Любопытно, как показано противопоставление отношения Джослина и Роджера к религии — через отношение к высоте собора. Джослин забирается на верхотуру и радуется, как ребёнок, чувствует себя необычно, одухотворённо, как будто вознесённый молитвами в какое-то иное эфемерное пространство. Так же и со своей верой, она несёт его (хотя иногда и может больно шмякнуть оземь). А Роджер совершенно очевидно высоты боится... При том, что она стала для него ежедневной рутиной. Неизведанность высоты его пугает, но всё же он упрямо день за днём карабкается вверх. Как и каждый обычный человек, которого пугает огромность и непознаваемость бога, но он цепляется за материальные проявления ритуалов и обретает куда большую устойчивость, чем порхающий Джослин. Ещё двойника Джослин обретает в своих изображениях — сначала каменные головы, созданные немым, в которых он отказывается себя признавать, а затем отражение в световом строительном зеркале, которое совершенно определённо приводит Джослина в ужас.

Ещё меня очень впечатляют второстепенные персонажи, точнее, их изображение. Роман ведётся от третьего лица, однако мы видим их глазами Джослина. Немой — славный, отец — Безликий, вместо женщин два мутных образа-пятна, одно из которых нескончаемо болтает, а второе просто мелькает и трясёт своими рыжими волосами. Неодержимые люди не так уж важны Джослину, вот он и не обращает на них пристального внимания. Статисты, боты, фрагменты. Точно такое же отношение и ко времени — он его не замечает, и мы, вместе с ним, никак не можем уловить, сколько времени прошло с начала постройки собора. Понятно только, что много.

Что же в итоге? Джослин сам становится собором, едва ли не на физическом уровне. Спина его гнётся вместе с опорами, в голове тот же шум и пыль, что и внутри помещения. Финал не потрясает неожиданностью, но это и не должна быть кульминация. Просто логическое завершение, тупик.

Первый раз читать "Шпиль" довольно непросто, настолько плотный и непривычно построенный текст, хотя любители готического романа с лёгкостью его осилят. Другое дело, что смысловое наполнение вовсе не как у готического романа, поэтому лёгкость в преодолении языка совершенно не означает лёгкость понимания. Всего полторы сотни страничек, но сколько тем для медитаций даёт Голдинг... Для медитаций — потому что чёткого ответа на главные вопросы он, естественно, не даёт, оставляя за самим читателем право сделать собственный выбор.

Под катом фотография...


Фоточка Солсберийского собора, рядом с которым жил Голдинг, который вдохновил его на образ собора из "Шпиля"... При том, что Голдинг намеренно подчеркнул, что это не реальный собор, а выдуманный. "Я нарочно сбросил парочку поперечных нефов с собора в Солсбери, чтобы можно было с достоверностью говорить, что это написано не о нем." © "Беседы с Джеком Байлсом" У. Голдинг
3390_1000.jpg

Спасибо SomSom за отличный выбор для кроличьего клуба.

Комментарии


Ура, я дождалась )
Твоя рецензия окончательно упорядочила все мои соображения о "Шпиле", спасибо. Хотя, ты права, Голдинг бездонен, и толковать его можно сколь угодно долго, добавляя что-то или отсекая после каждого прочтения.


Я ещё думаю, что его надо в комплексе рассматривать с другими произведениями, хотя они все и безумно разные. Сама я читала слишком мало, хотя на бумаге собрала почти все романы.

И — да — ты сейчас навела меня на мысль, что это роман не для чтения, а для перечитывания.


Я точно буду перечитывать в третий раз, и уже, надеюсь, увижу, более или менее, и комплекс всего мировоззрения Голдинга в целом, потому как пока на очереди другие его романы. Но надо дозировать, в любом случае. Голдинг - не тот автор, которого можно читать много, подряд и запоем без вреда для организма )


Блин, надо бы перечитать, но что-то боюсь даже браться - уж очень плотная и нагруженная смыслами книга, тяжело читается.


Зачиталась просто твоей рецензией. Очень многое ты так хорошо и по полочкам разложила, спасибо.
Голдинг бездонен и многотолкователен, да.
Я взахлеб прочитала Повелителя мух и Шпиль, написала какие-то отзывы - первые впечатления и мысли, которые возникли. Потом много обсуждала, разговаривала и проговаривала, слушала, и постепенно мыслей этих стало в десятки раз больше.
Куда их девать?
Вывод: перечитывать, и не раз, отзывы - заново...когда-нибудь..возможно..


Да, перечитывать. А ещё, как показала практика, очень помогает поболтать с кем-то о "Шпиле" вслух.


>Фокс
>Поболтать вслух

Мир перевернулся!!!


Я ещё и на швейной машинке могу...и на кровати, и под столом...

Серьёзно, на меня иногда нападает — не заткнёшь. Только в небольших компаниях и если я никого из них не боюсь, как тебя, например.


Как меня боишься или как меня не боишься? Оо


Байусь.


После всего, что между нами, сбоку нас, спереди и сзади нас????


Да. После этой пары пятиминутных молчаливых встреч. Ну ладно, получасовых встреч с пивом.


Кстати, да. Вот те же встречи клуба... О! Точно, я теперь знаю, что буду упорно писать в шляпу, не понимаю, как мне раньше это в голову не пришло.


Вумный Фокс!


Хитрый Марк!


Мне в принципе трудно понять поклонение, а этого фанатика (а-ля дайте мне большой член) так и вообще невозможно. Если бы не изначально лежавшая на поверхности утопичность этой идеи, то мне бы может даже и понравились эти заигрывания с религией, а так всё довольно обыденно.


Это хорошо, что трудно. Мне всегда казалось, что фанатизм исходит из каких-то психических отклонений. Я вот очень чётко разграничиваю, например, футбольных фанатов и футбольных фанатиков, которые меня пугают.


Да, согласна. Фанатизм от слова фанатик меня тоже дико пугает.


Эх, а я была в этом соборе в Солсбери, и никто ни слова не сказал, что он послужил своеобразным прототипом собора в одном из произведений Голдинга. А вообще, это очень светлое и красивое место, а книга, если судить по вашему отзыву, отнюдь не о добром и прекрасном. Парадокс (:


Очень понравилась рецензия. По поводу "роман не для чтения, а для перечитывания" согласен. Сам прочитал "Шпиль" два раза, причем подряд. Либо он неисчерпаем, либо я слишком туг...


Замечательная рецензия не может не вдохновить на очередное прочтение.


У вас потрясающие рецензии конечно и как вы успеваете Столько читать для меня загадка)) а роман этот при первом прочтении действительно не просто идет. Я обожаю почти все у Голдинга,но Шпиль" вот сейчас беру штурмом. Спасибо за рецензию!!!