Больше рецензий

Phashe

Эксперт

Магистр Лайвлиба

29 августа 2021 г. 14:02

610

4.5 Модернизм — жыфъ!

Герман задает два основных временных ориентира для исследуемого периода: выставка 1900 года и выставка 1937. Две выставки, которые очень хорошо, с его точки зрения, обозначили начало и конец периода расцвета модернизма в европейском искусстве.

Одним из наиболее ключевых процессов для модернизма, который запустили импрессионисты, это сдвиг в ориентации искусства от буржуазного усредненного вкуса в сторону зрителя более осведомленного и понимающего, грубо говоря, выделилось искусство элитарное, понятное лишь небольшому кругу людей, которые в теме. Я считаю, что это наиболее важный сдвиг в искусстве рубежа XIX/XX века, даже не только искусстве, но и в культуре (в широком значении слова) в целом. Почему-то именно этот процесс отмечают немногие, так что Герману, за столь явный акцент, большой плюс.

Помимо этого он также неплохо обрисовывает основные процессы и сдвиги, происходившие в то время (и не только в искусстве). Один из основных - сдвиг внимания от мира видимого к миру внутреннему, что и приводит, по его мнению, к уходу от фигуративности к абстракции. Тут он прослеживает путь некоторых художников от изображения мира предметного ко всяким случайным ярким пятнам и черточкам на холсте.

Еще одним интересным наблюдением мне показалось то, что пропало последовательное развитие стилей, когда стиль входил в художественную систему, а потом «отмирал», как это происходило, например, с сентиментализмом или романтизмом. В этот период сосуществовало много стилей, между которыми часто не было ясной границы, каждый из которых декларировал что-то свое, но не утверждал своей исключительности. В этом плане Герман отличается своей ясностью трактовок и местами некоторой категоричностью, присущей лишь действительно смелым и знающим исследователям.

Еще интересным показалось его типология модернизма, которая разделяют его на три основные тенденции: аналитическо-эмоциональное, эмоционально-интуитивное и беспредметное искусство, которые и задали дальнейший импульс в развитии векторов искусства в XX веке.

Герман интересно рассказывает о ключевых работах этого периода. Стиль у него своеобразный, скорее не фактологический, а эмоциональный, ассоциативный (впрочем, как еще говорить о модернистских произведениях?), что местами превращается в изливание водички, но и даже такие фрагменты читать вполне интересно.

Есть много комментариев, касающихся художников или направлений в целом, а также разбор отдельных работ. Много размышлений автора про искусство. Местами чувствуется какая-то личная неприязнь, например, к тому же Дали, о котором Герман если и не говорит ничего плохого, то называет его искусство примитивным, банальным и простым. Особо много внимания уделяется Матиссу, Пикассо, Кандинскому, Шагалу, Филонову, Малевичу, Магритту, но почти ничего нет про, например, Татлина.

Обрисовывает он в целом и различные направления, такие как фовизм, экспрессионизм (и чем они отличаются между собой), кубизм, дада. Также он иногда сравнивает между собой художников, работавших внутри одной системы или просто представляющихся схожими. Интересно, что за внешним фасадом картины, часто похожим на другую картину, может быть так много разницы.

Период конца XIX и начала XX века меня всегда особенно привлекал. В это время произошел наиболее значимый слом в европейской культуре, не только в литературе и искусстве, но и в философии, в мировосприятии людей. Произошел наиболее мощный paradigm shift, который задал дальнейшее развитие, которое идет по сей день и, кажется, будет еще долго идти.