Больше рецензий

Deli

Эксперт

Авангард дурного вкуса

22 января 2013 г. 16:00

1K

5

Мое знакомство с Южной Африкой, инспектором Бенни Грисселом и Отделом особо тяжких преступлений кейптаунской полиции продолжается - я просто понял, что не смогу остановиться.
С событий первой книги прошло полгода. Кончается срок изоляции Бенни от семьи - он честно исполняет свои обязательства и не пьет, хоть это и стоит ему нервных клеток. Но всё равно чувствует, что прежняя жизнь ускользает из рук. Дочь после пережитого не смогла оправиться, с женой что-то происходит, в отделе изменения и куча стажеров села на шею.

Аннотация не совсем верно передает суть. "Тринадцать часов" - это не какое-то жесткое ограничение по времени, критичное для расследования, как часто бывает. Тут всё куда глубже, сейчас расскажу.
Тот день не задался с раннего утра. На страдающий от нехватки кадров ООТП обрушиваются сразу два убийства. Убита американская туристка и застрелен в собственном доме основатель крупнейшей звукозаписывающей компании. Как понимаете, и то, и другое в случае промедления чревато скандалами, и Бенни мечется, разрываясь от одного дела к другому. За стажерами тоже нужен глаз да глаз, а когда оказывается, что с туристкой всё совсем не так просто, как могло показаться даже в самых страшных кошмарах, начинается форменный апокалипсис, сопровождаемый концом света в виде перебоев с электричеством.
Перед нами опять закрутился круговорот судеб. Честолюбивый ловелас Франсман Деккер, думающий больше о своих амбициях, чем об успехе расследований. Совершенно потрясающая зулуска Мбали Калени - единственная женщина в отделе, нагнувшая всех мужиков одним махом. Вуси Ндабени, молодой, старательный и до паранойи скромный, сделавший для расследования больше всех остальных стажеров вместе взятых. Бесподобный Матт Яуберт - старый друг и начальник Бенни Гриссела, отчаянно не желающий уходить из полиции на покой. Бывшая звезда Алекса, ныне павшая ниже всех. И маленькая Рейчел, испуганная, окровавленная, уже не верящая, что ее могут спасти.
В этой книге ЮАР дается еще более концентрированно, чем в первой. Нам расскажут и про отношения с ближайшими соседями, и про особенности туризма и внешней политики, про политику малых народов и взаимоотношения трех рас, смешавшихся настолько неразделимо, что сами не понимают, зачем им какие-то повеления свыше. Проведут экскурс в культуру, в язык, в национальную гордость и попытки восстановления самобытности. И всё это настолько естественно, что подлинный размах картины понимаешь только в самом конце.
Тринадцать часов, которые идет расследование - предельно мало, но для кого-то обернулись целой жизнью. И перед читателями промелькнула всё расширяющаяся панорама страны, прочно завязанная на людях и замешанная на человеческих судьбах. После динамичного расследования, на последних страницах будто охватывает понимание замысла - и что объединяло все преступления минувшего дня, и что крылось за этой вершиной айсберга, и все надежды будущего, как для героев, так и для всей страны. И испытываешь еще большую симпатию к людям, ее защищающим. А Бенни - однозначно красавчик =3 Похож на молодого Хрущева, только лохматый, мечтал играть на басу, но пошел охранять людей, спасает чужие судьбы, забыв про свою. Его финальное письмо дочери просто пробивает на катарсис.

А Мейер, оказывается, намудрил. Я нашел среди его переведенных книг еще и про Матта Яуберта, и про Тобелу Мпайипели, и про черт разберет кого еще из того же отдела. Такое чувство, что я уже не смогу расстаться с ними. Угораздило же меня прикипеть душой к каким-то копам из Южной Африки.

Комментарии


Всё верно. Очень сложно не подсесть на такого автора. Он выстроил целый мир, где из романа в роман передаются приветы от персонажей, промелькнувших где-то на обочине сюжета, но оказавшихся в новой книге вдруг главными героями.
В книгах автора подкупает многое и, прежде всего, отношение к преступлению. Здесь отсутствует холодный анализ Шерлока Холмса или откровенный полицейский цинизм современных книжных распутывателей преступлений. Здесь герои-полицейские-детективы физически страдают из-за убийств и несовершенств мира. Очень хорошо показана психология мужчины, мотивация поступков. Импонирует, что отсутствует ненормативная лексика, даже, когда её как бы произносят герои. Впрочем, возможно, это заслуга переводчиков?
Но самое главное, что мне понравилось в произведениях Деона Мейера - это личность самого писателя Деона Мейера, которая ярко раскрыта в романах - личность человека с совестью, человека во всех отношениях мне глубоко симпатичного - даже несмотря на кочующее из романа в роман клише русских мафиози, злобных советских и т.д., что я прощаю автору, понимая, что гражданину ЮАР трудно адекватно судить о нашей стране и русских людях.
Из недостатков - порой ненужный и ничем не оправданный натурализм, например сцены в туалете. Непонятно, с какой целью редакторы их оставляют в тексте.


Ого, какой большой камент к такой старой рецензии) Спасибо за отклик, он действительно хорош как писатель (говорит тот, кто почти ничего уже не помнит)

Если не читали Стюарта Макбрайда, могу порекомендовать его - как немного похожего в плане неразрывности судеб детективов с их расследованиями, там тоже очень круто описана жизнь полиции и убойного отдела. Но есличо это очень кровища и мясо. И переведено у нас вразнобой (но 1 и 2 тома есть)

Мне и холодный анализ ШХ тоже нравится. Мне вообще многое нравится, что поделать, период острой страсти к детективам. О, кстати, мимими и человечность в Брате Кадфаэле - за глаза, душой отдыхаешь

А что вы имеете против натурализма? Мне вот нравится, когда автор не забывает о том, что их герои - живые люди и тоже хотят посрать. А то читал когда-то книгу, там захватили в плен девчонку и посадили в маленькую комнату с обитыми войлоком стенами - чтоб не услышал никто. Она там сидела и, по задумке похитителя, должна была помереть с голода, но кто-то добрый её подкармливал тайком - да не хлебом, а курочкой и всем таким. И за две недели ей ни разу не захотелось в туалет. Грёбаный абсурд, такого тоже в книгах быть не должно