Больше рецензий

25 августа 2021 г. 18:53

457

1

Ох уж этот Нэвилл, голый король современного хоррора, одуревший от всё новых премий и выгодных контрактов. За последние годы я прочитал несколько его романов и рассказов (рассказы, кстати, хороши: "Дни наших жизней", "Назови имя", "Евмениды"). А вот романы, в основном, ужасны -- в самом плохом смысле слова. И вот теперь я решился прочитать "Под неусыпным надзором". Забегая вперёд, книга эта является для меня прямо-таки квинтэссенцией всего нехорошего, что можно обнаружить в творчестве этого автора.

По сути, писатель, как обычно, пытается стращать нас своими экзистенциальными и бытовыми "ужасами", а также всем, что его раздражает (читай: тараканами, живущими у него в голове). И делает это настолько занудно и противно, что по сравнению с ним даже Бентли Литтла можно пристроить в одну лигу с Томасом Лиготти ;-)

На мой взгляд, чтение беллетристики должно вызывать удовольствие, а не усталость и раздражение. Чего только стоят полсотни (!) страниц кажущегося бесконечным диалога с бродягой в начале книги. Разговор движется по очень короткому кругу и заканчивается ничем. Рекуррентное обсуждение оттенков запаха, который исходит от бомжа и каждого из его пожитков заполняет собой примерно треть всего текста романа (не поймите неправильно, я люблю "синий" юмор, но это уже детский сад). Беспорядочно налепленные гротескные прилагательные не усиливает эффект написанного, совсем наоборот. Словосочетания типа "патологически скучный" также автору чести не делают и дело тут не в кривом переводе -- я вот не могу "отреверсинженерить" эти слова ни во что хоть сколько-нибудь приличное. Диалоги переполнены описаниями интонаций и подробными разборами мотивов говорящих. Неужели этот текст прошёл переписывания автором и критический взгляд редакторов? Или это черновик? (В самом конце нам предложат обоснование убогости текста, но нам-то от этого не легче, мы всё это уже на полном серьёзе прочитали!)

Ещё стоило бы отметить, что ни один персонаж романа не вызывает никакого сочувствия, даже наоборот; особенно этот вечно ноющий и дёрганный писатель Себ. На мой взгляд, в первой половине книги в главном герое угадывается сам автор. Создаётся впечатление, что этот роман -- суматошная отповедь и самоиндульгенция невротичного писателя, баловня судьбы и коммерчески успешного автора. Невольно вспоминается фильм "Поллак", в котором знаменитый художник, будучи в стельку пьяным, нападает на своих гостей с криком "я не мошенник!" :-) С той лишь разницей, что Поллак всё-таки действительно был новатором. Что ж, теперь я окончательно вижу в Нэвилле напуганного жизнью язвительного ребёнка, страдающего графоманией -- печальное зрелище. Ближе к концу затянутость книги просто выматывает, события становятся совсем уж идиотскими, ну а концовка достойна тройки с минусом (за школьное сочинение ученика четвёртого класса).

В романе местами встречаются и "светлые" фрагменты (в его описательной сверхъестественной составляющей), но маниакальное нытьё главного персонажа на протяжении всего этого утомительного текста убивает весь настрой на корню. Автору настоятельно рекомендую обратиться к психотерапевту и разобраться со своими психологическими проблемами. Ставлю 1 из 5. Выздоравливай, Адам. И прощай, я устал тратить на тебя своё время.