Больше рецензий
23 августа 2021 г. 15:17
866
4 И почему жизнь, крутясь так и эдак, всякий раз бьёт его гирей по башке и гадючьи неприятности подкладывает?
РецензияГлавный герой книги - 27 летний наркозависимый Кока, Николоз Гамрекели, по произвищу Мазало.
- Не Мазила, а Мазало! Это типа забавника, затейника, - объяснил Кока, умалчивая о том, что "мазало" означает ещё и неумёху, фраера, у которого всё из рук валится.
1993 год . Судьба забросила нашего героя в Амстендам без денег и документов. Он скитается по знакомым в надежде получить наркотики или хотя бы ночлег. Дни проходят в поисках дозы и философских диспутах "что было в начале: "яйцо или динозавр?" с такими же неприкаянными приятелями.
Потом стали спорить, кто самый долгожитель на земле? Ёп думал, что крокодил, живёт сто и больше лет. Кока предположил, что это баобаб, живёт три тысячи лет, ведь тоже живое, дышит? А Лудо (в связи с Норвегией много читавший о рыбах) торжествующе сообщил, что гренландские полярные акулы, Somniosus microcephalus, - самые долгожители на Земле...
Маяться Кока, а вокруг него - коллолитные персонажи прописанные очень филигранно...
Приз моих зрительских симпатий залужили философы-курильщики Еп и Лудо с их интересной жизненной позицией:
Если ничего не делать - ничего плохого не сделаешь. А если что-то делать - то неизвестно, как обернётся...
Если полусумасшедшие травокуры народ не опасный, то земляки бандиты Сатана и Нугзар совсем другое дело. Образ Сатаны - это образ некого змия искусителя для на него героя...
Кока продолжает плыть по течению жизни, размышляя об имеющих право хищниках и травоядных животных. Как тут не вспомнить "тварь я дрожащая или право имею?" В Наполеоны наш герой не метит, но и тварью дрожащей быть не хочет. Ведь должна же быть золотая середина! Хочет просто употреблять траву и не пересекаться с миром хищников.
Череда случайных обстоятельств: больница, психиатрическая клиника, где герою помогают слезть с героина, возвращение в Тбилиси и едва ли не навязанная поездка за марихуаной, которая приводит к тюрьме...
Флешбеками идут воспоминания о детстве, юности главного героя в Тбиллиси. Здесь чувствуется такая ностальгия самого автора. Потрясающее описание Грузии - вкусно, ярко, сочно. Как же было хорошо. Было счастье, такое ощутимое и реальное:
лето, жара, колебания занавесок под лёгким ветерком, далёкое тявканье собаки, крики разносчиков, запах свежей сирени и натёртых мастикой полов... Куда оно делось?..
В детстве всего и трава была зеленее и деревья выше... Чем больше нашего героя забирает амстердамский приход, тем ярче тбилисские воспоминания о кустах сирени, заглядывающих в окно, и о бабушкиных хачапури и о библиотеке, забитой букинистическими изданиями (при желании их можно, впрочем, обменять на анашу). Как это случилось со стиральной машинкой.
Переодически мысли Коки, как и у любого нарика - надо завязять. Но если завязать,
то как избавляться от тягот жизни, ощущать блаженную безмятежную благость, при коей человек чувствует себя святым в земном раю?
Первое произведение Михаила Гиголашвили, которое я прочитала. Перед нами, как утверждает аннотация, плутовской роман. Герой-плут («пикаро») скитается по миру в поисках легкой наживы. Он - не убийца, но насилие и преступность все время витают где-то рядом, и сам он нередко рискует в погоне за богатством.
Но если пикаро - это такой обаятельный, деятельный, не сомневающийся герой-мошенник, упорно идущий к своей цели, то Кока инфантильный субъект, который получает желаемое через уловки и унижения.
Персонажи вокруг него самобытны и интересны, ситуации, в который попадает наш герой комичны... Но это все было бы смешно, если не было бы так грустно...
В книги много диалогов, которые никак не двигают сюжет, хоть и дают пищу для сравнений и размышлений. Роман камерный, не спешный и тягучий. Тема христианства, чья важность возрастает с развитием сюжета. Деление частей книги на рай, чистилище, ад.
И если в психушке Кока агрессивно саркастически нападает на пастора, дискутируя с ним о Боге, то выйдя из тюрьмы он пишет повесть о Луке.
Евангелие от Луки запало ему в душу своей человечностью и понятностью, словно сам святой Лука стоит за плечом и шепчет в ухо простые, но такие важные и нужные слова.
Тюрьма для Коки выглядит неким полезным испытанием, "дорогой к Богу"...
Прекрасна передана историческая составляющая тех времен. Отсылки к Достоевскому, конечно, наш герой не Раскольников. И хотя поиски себя у Коки закончены, финал остался открытым...
Расскажу одну историю. Был у меня знакомый (хотя почему был, он и сейчас есть). "Золотой мальчик", не глупый, закончил институт, пристроили на хорошую работу. Понеслось пьянки, гулянки, и наркота, какой степени тяжести не знаю. Умирает отец, с работы уволили, кто будет терпеть такого сотрудника без прикрытия. Потом год в СИЗО с "наркотической статьей". Изменили статью, не спрашивайте меня как. Потом дурка, реабилитационный центр, таких много при церквях. Как говориться, словом божьим. Вышел...
Сейчас это некогда достаточно красивый и здоровый парень превратился в сорокалетнего мужчину без постоянной работы, без жены детей, судя по всему ведущей не совсем здоровый образ жизни и не большими проблемами с головой, ладно, большими...
Заключительная часть книги, мне показалась через чур идеализированной. Но все может быть.