Больше рецензий

Miori

Эксперт

, russian warship go f*** yourself

22 августа 2021 г. 13:53

1K

3.5

За этот объемный и большой труд Пинкера я взялась по нескольким причинам. Во-первых, это рекомендация и редактура Екатерины Шульман, одно существование которой повышает веру в человечество. Во-вторых, я уже давно придерживаюсь позиции, что мы живем в лучший момент времени и далее будет еще лучше. Мне не раз приходилось высказывать эту позицию в дискуссиях и, так как на тот момент она являлась интуитивной и порожденной моими собственными наблюдениями, узнав о существовании такой работы Пинкера, я решила узнать причины и факты, которые могут эту позицию подкрепить или опровергнуть.

Именно из-за моего изначального согласия с позицией автора не могу сказать, что книга открыла мне глаза на какие-то вещи или оказала огромное влияние на видение мира. Все-таки насилие — это слишком комплексное явление, чтобы однозначно заявить о каких-либо причинно-следственных связях, а не корреляциях, а потому четкого ответа на вопросы "как снизить насилие?", "почему оно снижается?" и, главное, "что будет дальше?" Пинкер не дает, за что, как исследователю ему честь и хвала.

Что же эта книга дает?
Для начала, количество описанных в ней социологических экспериментов и исследований, которые хоть как-то могут относиться к теме, приятно поражает. Это интересный обзор гипотез и работ в этом направлении. Временами из-за этого книга даже читалась тяжело и казалась немного перегруженной.

Второе приятное впечатление — как Пинкер говорит о насилии. Не отстраненно, но сводя к минимуму эмоции. Он не апеллирует к эмоциональному читателя, хоть в одном из приведенных исследований доказывается, что читатель больше сочувствует художественной истории, чем сухой хронике. Тем не менее, он и не опускает детали. Например, количество, разнообразие и детали пыток в этой книге описаны очень детально, не с целью запугать, но с целью не скрывать и не смягчать, а потому производят сильное впечатление.
При этом он не стесняется иронизировать и в некоторых аспектах его тон мне казался даже немного не уместен, но думаю, более консервативному читателю такие шутеечки помогут не считать автора сумасшедшим лево-либералом.

Наконец, книга принесла мне несколько интересных инсайтов: например, про роль книгопечатания в развитии эмпатии и снижении насилия. Также очень интересен разбор работы эмпатии и морали человека в последних главах, он помогает более рационально взглянуть на свое поведение и реакции. Ну и субъективно хочется передать религиям, которые автор не осуждает и рассматривает как со стороны источника насилия так и со стороны источника просвещения; лично мне эта книга только подтвердила, что равновесия между этими ипостасями не существовало, а в современном мире все благие функции, которые исторически могла брать на себя религия, отлично выполняют другие общественные направления и институты.

Работа Пинкера безусловно интересна, хоть и показалась мне немного затянутой. Сократить бы ее на 20%, убрать некоторые повторы и уж очень мало относящиеся к предмету разговора аспекты, и читалась бы она намного легче и интереснее.
Я также не могу сказать, что эта книга изменит точку зрения пессимиста или поклонника чести и доблести или просто ностальгирующего по любому романтизированному отрезку времени нашей истории. Но почему-то кажется, что если и не изменит, то хотя бы вызовет бурные эмоции (вроде горения мест не столь отдаленных), что по-своему приятно.