Больше рецензий
21 августа 2021 г. 20:21
4K
4 С волками жить - по-волчьи выть
РецензияДень прошел, как и вообще то проходят дни, я убил, я тихо сгубил его своим примитивным и робким способом жить.
Нда-а. Это мне знакомо. Уже ради этого стоило прочитать "волка".
Но, может быть сегодняшний день не пропадёт. Напишу отзыв, пообщаюсь с другими оборотнями.
Когда-то я прочел кое-что из Фрейда, а вот до Юнга так и не добрался. Поэтому анима и анимус в этой книге остались для меня в глубокой тени. Правда, сам факт того, что весь роман является одним большим сеансом самопсихоанализа (или психосамоанализа) я понял. А магический театр - так просто несколькими маленькими сеансами. А вот специфика и конкретика наверняка от меня ускользнули. Ну и ладно. Думаю, что книга эта достаточна многослойна, чтобы даже пожертвовав этим (базовым) слоем, всё ещё оценить её по достоинству.
Мне понравилось. Когда я прочитал слова "один из главных интеллектуальных романов XX века", а также такие страшные слова как модернизм и авангардизм, у меня начали дрожать руки. Но это не помешало мне запихнуть в уши наушники. (А вот если бы я читал глазами, то не смог бы держать книгу). Приходилось, правда, останавливаться и возвращать на минуту назад. Иногда по два раза.
В любом человеке происходит борьба разных начал. Высшего с низшим, воспитания с желаниями, ума с безумием, души с плотью. Но борьба - это далеко не всегда губительная сила. Напротив, она часто созидает. Есть дискуссии, где в столкновении мнений рождается истина. Есть борьба биологических видов, приводящая к появлению ещё более удачного (эволюционно) вида. Есть, просто-напросто, столкновение полов, которое (в одном из своих проявлений) приводит к зарождению новой жизни.
Главному герою не повезло. А может он сам виноват. Борьба его начал идёт не на жизнь, а на смерть. Им не слиться воедино, и уж точно ничего не создать. Кто-то должен умереть. Гарри-обыватель, пытаясь убить в себе зверя, мечтает о бритве и пока что использует алкоголь. Гарри-волк пользуется острыми волчьими зубами, вырывающими с мясом моральные и культурные устои Гарри-человека. Он не позволяет врагу жить среди людей, пользоваться столь желанным, но ненавистным мещанским комфортом.
Но не всё так просто. Иногда кажется, что обе ипостаси готовы и на самоубийство, лишь бы освободиться, выйти из удушливого состояния двоедушия.
Вообще, если честно, я не до конца понял разделение героем самого себя на два Гарри. Я насчитал три. Гарри-интеллектуал, ценитель музыки, мыслитель и философ. Гарри-мещанин - любитель комфорта, обладатель неисчерпаемого банковского счета. Гарри-волк - любитель плотских утех - секс, наркотики и рок-н-ролл. То есть джаз. Видимо, интеллектуал - это один из подвидов волка. Волк он же не только животное, но и одинокий боец, в чем-то гений, поэт. Это то подсознательное, что рвётся наружу.
Примирить разные начала можно только приняв себя таким, какой ты есть. Но как это сделать? Автор даёт рецепт - юмор! Не принимать себя слишком серьёзно. И это конечно же правильно. Мало того, этого даже можно достичь. Наверное.
Проблема в том, что почти любое лекарство это ещё и яд. Юмор может примирить нас с миром, а значит и с самими собой. Но происходит это не каким-то волшебным способом, а путём подавления того естественного для любого человека ощущения собственной значимости, особенности. А как же "божья искра"? А как же "по образу и подобию"? Нам забывают уточнить (или мы сами торопимся забыть), что по "образу и подобию" появилось уже несколько десятков миллиардов. Что это человеческий конвейер, и все его продукты одинаковы.
Можно "всё понять" и посмеяться над собственным ощущением значимости. Но нельзя не признать, что этот смех, который действительно облегчает нам жизнь, есть ничто иное как признание своего унизительного поражения, опускание с небес на землю. Мы смеёмся, чтобы внешне сохранить достоинство. Но смех этот редко бывает весёлым.
Гарри Галлер заплатил за билет в магический театр, убив одну из своих сущностей. Всё-таки убил. Он так и не принял себя, так и не примирил человека и волка. Хотя его внутренние Пабло, Гёте и Моцарт непрестанно работают над ним. И он верит, что когда-нибудь научится смеяться.
Когда-нибудь я сыграю в эту игру получше. Когда-нибудь я научусь смеяться.
Но, по-моему, там где есть вера (необязательно в религиозном понимании) ещё нет места для юмора.
Сергей boservas , спасибо за прекрасный совет в НФМ2021.
Мещанин во мне радуется, что приобщился к столь высоким материям.
А волк скалит зубы и воет на луну.
Комментарии
Хорошая рецензия, но видимо надо читать книгу, чтобы понять о чем она:) Слишком много "модернизма и авангардизма":) Помню я начинала читать эту книгу лет в 20,но бросила в самом начале. А ты планируешь дальше читать Гессе?
Спасибо, Галя.
Да, планирую. У меня есть несколько книг Гессе в хотелках.
В том числе и знаменитая упомянутая ниже "Игра в бисер".
Надеюсь, что осилю.
в этом возрасте я бы и предисловие не осилил :)
Браво, Женя! Вот и состоялась твоя встреча в степи с волком. )
Есть замечательная цитата из "Игры в бисер" Гессе: «Наше назначение – правильно понять противоположности, то есть сперва как противоположности, а потом как полюсы некоего единства». И основная цель духовности – найти гармонию, лежащую глубже различий.
Мне кажется, что важно понимать, о каком именно аспекте собственного Я здесь идёт речь. Если говорить об истинном Я (душе), то к нему следует относиться серьёзно. Ну, а над ложным Я (эго, порой чрезмерно раздутым) можно и посмеяться. И никакого вреда от этого не будет.
Но финал оставлен открытым и не лишённым надежды на благоприятный исход. И сам Гессе отмечал, что изобразил в "Степном волке" болезнь и кризис, ведущие к исцелению, а не к гибели.
Спасибо, Людмила. Ты ведь тоже активно советовала мне эту книгу :)
интересная мысль.
Да, это важное пояснение, спасибо. Я там дальше написал: посмеяться над собственным ощущением значимости.
Я читал его базельское послесловие. Да, никакой трагедии не произошло, и с такими помощниками как внутренний Моцарт и Гёте исход и правда может быть благоприятным. Но герой пока ещё очень далёк от этого, на мой взгляд
Женя, спасибо за благодарность, рад, что тебе "зашло" и, более того, - даже понравилось, насколько я понял.
На твой вопрос про юмор, который ты задал под моей рецензией, отвечу здесь, потому, как выясняется, ему посвящена львиная доля твоей рецензии.
Да что отвечать, в принципе, на него уже ответила Людмила, я бы сказал что-то близкое к её формулировке, так что будем считать, что я просто присоединяюсь к мнению Людмилы )
спасибо :)
Отличное введение, ну или приглашение немного подискутировать))
Честно скажу, не очень люблю такое разделение в лоб. Как мне кажется, в большинстве из нас есть эти ипостаси, хотя и в очень разных пропорциях. И в простых обывательских радостях нет ничего плохого, тогда как интеллектуалы часто оказываются псевдоинтеллектуалами.
Я это к тому, что «Степного волка» мне читать не очень хочется, хотя «Игра в бисер» мне очень понравилась (при том что читала ее лет в 19-20). Она мне показалась интересно написанной и позитивной в своей основе книгой)
А относительно недавно я прочла «Росхальде». Там тоже тема противостояния талантливого человека искусства и мещанской жизни… и финал неоднозначный.
О, а эта мысль мне очень по сердцу! На мой взгляд, наше «я», которое многогранно и подвергается со временем трансформациям, только выиграет от нашего умения посмеяться над ним. Естественно, в этом надо знать меру.
Женя, спасибо за рецензию и за Гессе)
Кстати, ещё Сенека в одном из своих нравственных писем призывал смеяться над собой)
ну так, в этом и весь смысл страданий гг. У него очень четкое разделение.
Ника, можешь уже не читать эту книгу. Ты и так всё понимаешь :)
Что это у современных девушек за мода такая - прочесть Гессе до 20? И Галя туда же. Странно.
никогда не слышал
за рецензию пожалуйста. А вот по поводу Гессе... Я конечно считаю себя очень значимым и всё такое, но взять на себя такую ответственность не могу. Там до меня ещё несколько человек постарались: родители, учителя, Ницше, Гёте, Юнг. Я где-то в конце списка.
интересено, к чему он призывал в безнравственных письмах
Спасибо за внимание, Ника :)
Да, это понятно и из твоей рецензии.
Ты пишешь, что «герой так и не примирил разные сущности», но, интересно, чувствуется ли в финале надежда на преодоление внутреннего конфликта? И если да, то в чем она заключается? Научиться относиться к своей личности с иронией?..
Так удобно же)) Прочитал до 20 Гессе, и все, можно спокойно жить дальше с чувством выполненного долга :)
Большинство так считает, но не все в этом признаются))
Мое спасибо было за то, что ты мне напомнил о Гессе, в частности об «Игре в бисер», которую я люблю) Что ж поделаешь, что ни Ницше, ни Юнг об этом не позаботились. Хотя меня что-то не тянет их благодарить, особенно первого… )
Но если ты такой принципиальный, считай, что я не говорила «спасибо»)
Эти письма он велел бы адресату сжечь сразу после прочтения))