Больше рецензий

20 августа 2021 г. 22:40

4K

5 "La Karsavina". Жар-птица русского балета

Мемуары великой балерины, словно старинная музыкальная шкатулка, инкрустированная редкими камнями и наполненная фамильными драгоценностями. Крышка украшена хрупким ангелом, нежно тонущим в розовом флёре невесомого оперения, с утончёнными крыльями рук, воздетыми к небу – балерина. Открыв шкатулку «Театральной улицы» Тамары Карсавиной, трепетно выбираешь драгоценность воспоминания, с восхищением прикасаешься душой и отправляешь обратно, бережно положив на бархатное дно. Душа наполняется чистым восторгом и щемящей грустью – на миг, сквозь зеркало жизни автора, она уносится в могущественное прекрасное прошлое великого искусства – балета.
Тамара Карсавина написала очаровательную биографию. У её слога стройность осанки, элегантность позиции и красота выражения балерины. Первые строки, поднимающие занавес над голубым небесным детством, моментально переносят в аристократическую среду театрального искусства. Читатель знакомится с семейной жизнью маленькой Таты – её ближайшим окружением были артисты и литературные произведения. Девочка росла в цветущей атмосфере красоты и таланта – причиной тому путешествия в красочный книжный мир Пушкина и тонкое ненавязчивое влияние отца, артиста балета Платона Карсавина. Щедро одарённая богатым воображением, обладающая подлинным талантом к актерскому мастерству и особенными задатками танцовщицы, Карсавина была избранницей венценосной судьбы.
картинка Blanche_26
С изысканной простотой Тамара Платоновна повествует о непростых отношениях со строгой матерью, нежной привязанности к крёстному отцу талантливому артисту и педагогу Павлу Гердту, озорной дружбе с маленьким бесёнком Лидией Кякшт, покровительственной очаровательной связи на театральном небосводе со звездой Матильды Кшесинской, восходящему творческому тандему с парящим Фавном Нижинским и благоговейной любви не только в «Русские сезоны» к монументальному идолу гения Сергея Дягилева. Украдкой, с придыханием, я наблюдала за Тамарой, упорно занимающейся у зеркала танцевального класса; утопающей в тарлатановых юбках; смеющейся в компании братьев Легат; смущённой милыми шутками Шаляпина; очарованно примеряющей костюм Жар-птицы; вдохновенно спорящей с Нижинским; искренне плачущей вместе с Дягилевым; в египетском гриме и трико, спешащей из спектакля на ночной поезд; переживающей тяжело нависшую тучу Революции и Первой мировой войны…
картинка Blanche_26
С восхищением зрителя читатель наблюдает первые мягкие пружинистые прыжки малышки в домашней гостиной, под чутким наблюдением папы, которые плавно переходили в утончённые па прилежной ученицы Императорского театрального училища, с годами – в восхитительные стройные арабески перспективной артистки кордебалета Мариинского театра, позже – в чудесные многослойные пируэты его талантливой актрисы и сольные величественные танцы неподражаемой «La Karsavina» на всех мировых сценах.
картинка Blanche_26
Воздушными фразами Карсавина создаёт образ двуглавого бога театрального искусства. Но, глазами автора, оба лика, кажется, пребывают в странном антагонизме, наполненном не только стремлением к взаимному отторжению, но и нежному влечению. Словно причудливая скульптурная композиция ласкания в борьбе, возникают образы противоречий формы и смысла, закулисья и сцены, таланта и труда, оперы и балета, традиции и новаторства. И надо всем кружится облако искусства – покоряющее, примиряющее, всеобъемлющее.
картинка Blanche_26
Книга прекрасна. Тамара Платоновна мастерски создала образ живой, из плоти и крови, девочки, девушки, женщины, стремящейся к творческому абсолюту, но не лишённой мирских желаний и простых человеческих недостатков. Она упоминает множество забавных, трогательных, трагических историй. Всё пропитано бесконечной душевностью. И, несмотря на то, что тему личной жизни (брак, семья) Карсавина почти полностью игнорирует (за исключением нескольких ярких эпизодов), это не особенно повлияло на восприятие целостности её личности. Мемуары написаны легко и непринуждённо с профессиональным филигранным изяществом… И это невероятно украшает общую невесомую картину. Я очень впечатлена. Были у вас случаи, когда тонкое ароматное чарующее чтение ускоряет дыхание до запредельных частот? Читая воспоминания Тамары Карсавиной, я несколько раз ощутила этот сладкий полуэкстатический синдром… Мир балета чарующе приоткрыл свой струящийся занавес, благодаря мемуарам балерины. Нежно закрыв шкатулку воспоминаний с воздушной фигуркой на крышечке, осознаю, что волшебные впечатления останутся в душе навсегда. А я обязательно вернусь к воспоминаниям других бесплотных, невесомых, воздушных лебедей, открывая ещё одну призрачную дверь иллюзорной вселенной великого Искусства.
картинка Blanche_26

Комментарии


Изумительные фотографии. Спасибо!


Рада, что фото Вам понравились.) Иногда рецензию просто необходимо визуализировать.) Спасибо Вам за внимание, Сауле.)


Благодарю Вас за вдохновение! Восхитительная рецензия, Анна.


Спасибо за тёплый комментарий и Ваше внимание, Татьяна.)


Крышка украшена хрупким ангелом, нежно тонущим в розовом флёре невесомого оперения, с утончёнными крыльями рук, воздетыми к небу – балерина

Ань, ты не около зеркала писала рецензию?)

трепетно выбираешь драгоценность воспоминания, с восхищением прикасаешься душой и отправляешь обратно, бережно положив на бархатное дно.

Как же ты чутко пишешь!
Почему то вспомнились рассказы Мопассана, когда родственники открывали ящик столика своей тёти, а там.. нежные письма и красота души, и как можно её коснуться?
Они ведь считали тётю такой сухой и скучной..
Ах, эти шкафчики и шкатулки женщин!

У её слога стройность осанки, элегантность позиции и красота выражения балерины.

Люблю такие сравнения) И твой слог люблю)

Украдкой, с придыханием, я наблюдала за Тамарой, упорно занимающейся у зеркала танцевального класса, утопающей в тарлатановых юбках,

Как мило и нежно написала)
Новое для меня слово.. тарлатановых...
Кстати, нв 2 фото Карсавина чем то похожа на врубелевскую царицу лебедь)

Но, глазами автора, оба лика, кажется, пребывают в странном антагонизме, наполненном не только стремлением к взаимному отторжению, но и нежному влечению.

Понравилась мысль. Всё как и в жизни..
А ещё больше понравилось твоё: ласкания в борьбе)
Чудно.

Читая воспоминания Тамары Карсавиной, я несколько раз ощутила этот сладкий полуэкстатический синдром…

Ань, читая твои истории и рецензии, я...)

Прекрасная рецензия! Не написала, протанцевала словами и.. пальцами)
Невесомого и грациозного утра и дня, Аня)


Саша, в дымке утренней августовской прохлады, твой комментарий, словно мягкие воздушные крылья незримой птицы, тепло обнимают моё сердце.) Спасибо тебе.)

Новое для меня слово.. тарлатановых...
Кстати, нв 2 фото Карсавина чем то похожа на врубелевскую царицу лебедь)

Я тоже с этим словом только познакомилась.) Видимо, это какая-то специфическая ткань для костюмов танцовщиц балета.) Ах, проникнуть бы в ту чарующую эпоху и очаровательную среду неуловимой тенью...)
А на 2 фото Карсавина в образе Жар-птицы, своей, наверное, самой известной роли.
Ты знаешь, Саш, тоже заметила сходство с этой картиной Врубеля.) Наверное, этих обеих нежных птиц объединяет особенный неземной взгляд.)

Ань, читая твои истории и рецензии, я...)

Ох, ты уже знаешь про летающие по моему телу мурашки как следствия прикосновений к твоим мыслям в любых формах выражения...) Да и не одни мурашки тут имеют место быть...)

Саша, как у тебя получается одним комментарием одевать на хмурую утреннюю меня такое солнечное настроение?) Улыбаюсь твоим словам, в них - ты.) Огромное спасибо тебе за нежное внимание.) Оно ценно для меня.)

Саш, пусть день, взмахом ласкового крыла, открывает для тебя множество приятных сюрпризов:)