Больше рецензий

20 августа 2021 г. 04:33

767

4.5

Начало не понравилось категорически. Казалось, что журналист, выясняющий обстоятельства гибели Тома, нужен роману ещё меньше, чем собаке — пятая нога. Позже, впрочем, выяснилось, что именно заметка в газете сыграла определённую роль в развитии сюжета, да и повествование скоро вернулось в привычное русло, поэтому в целом продолжение семейной саги вышло достойное. Если в первой книге «Богач, бедняк» мы в основном следили за историей родных братьев Руди и Тома, то в продолжении «Нищий, вор» на арену постепенно выходят уже двоюродные братья: сын Тома Уэсли и сын Гретхен Билли Эббот. Рудольф, между тем, по-прежнему остаётся одной из центральных фигур.

К достоинствам книги можно, безусловно, отнести неизменный психологизм, присущий портрету любого, даже третьестепенного, героя, появляющегося на сцене. Буквально несколькими штрихами автор создаёт цельный образ: характер, скрытые мотивы, прошлое и даже будущее героя, которое уже угадывается в его поведении.

Впрочем, и недостатки у книги те же, что и всегда. Прежде всего — невероятно скупой язык повествования. Мне, например, не хватило юмора, пусть даже чёрного, или сарказма. Не спасали даже мимолётные проблески самоиронии в сознании Рудольфа, большинство эпизодов всё равно читались как отчёт патологоанатома. Если же вдруг появлялось какое-то описание природы, пусть даже в качестве индикатора времени или как напоминание о месте действия, то всё сводилось к банальностям из банальностей, вроде: «луна сияла над морем»… Так и напрашивается цитата, которую Ирвин Шоу не мог не слышать, уж больно это замечание Чехова популярно на Западе: «Don’t tell me the moon is shining; show me the glint of light on broken glass».

В общем, повторюсь, история достойная и персонажи выписаны прекрасно, но, помимо фабулы, хотелось бы получать удовольствие и от авторского слога. В юности, думаю, оценила бы дилогию на 5 баллов из 5.