Больше рецензий

16 августа 2021 г. 15:16

213

5 Спойлер Вопрос внутренней свободы в творчестве Генрика Ибсена

Пьеса «Женщина с моря» (1888 г.) произвела на меня колоссальное впечатление. Она смело может встать в один ряд с другими наиболее излюбленными мною произведениями Генрика Ибсена: «Брандом», «Врагом народа» и «Дикой уткой». 

«Женщина с моря» имеет сходства с «Кукольным домом», но если там поднимается вопрос человеческой свободы, обусловленной внешними, социальными факторами, то в «Женщине с моря» делается акцент на внутренней свободе человека.

Эллида: Ты не можешь помешать моему выбору. Ни ты, ни кто другой. Ты можешь запретить мне уехать с ним, запретить мне последовать за ним... Ты можешь удержать меня здесь силою, против моей воли. Это ты можешь. Но выбрать, выбрать в глубине моей души, выбрать его, а не тебя... этому ты не можешь помешать.

Человека можно заставить находиться в тягостном для него окружении, можно запереть его в рамках общественных условностей, можно всячески угнетать его и лишать социальных прав и свобод, но никто не способен отнять у человека внутреннюю свободу - свободу выбирать свое отношение к вещам, взгляды на мир, чувства и реакции на внешние обстоятельства. 

Главная героиня романа, Эллида - чувствительная натура. Ей преимущественно руководят эмоции, нежели разум. Океан является аллегорией бушующим страстям в душе человека, тяге к неизведанному, пугающему, но манящему. Суша - это спокойствие, твердость, стабильность.

Главный конфликт пьесы заключается в том, что главной героине приходится выбирать между двумя мужчинами. Один, любовь ее юношества - моряк, у которого много имен. Когда он впервые появляется на сцене, его называют «Неизвестным».  Он обладает сильным, упрямым характером и уговаривает Эллиду, пойти за ним, с помощью манипуляций и ультиматума. Второй, ее муж, доктор Вангель, любовь к которому в ней угасла, вразумляет ее, ссылаясь на ее супружеские обязательства к нему. Эллида просит Вангеля о разводе, чтобы уехать с Неизвестным, но тот по-началу отказывает ей. 

«Неизвестный» в пьесе - олицетворение всего неизведанного мрака, что таится в душе человека; внутренних страстей, которые порабощают нас. Эллида всю жизнь провела в тисках собственного страха перед этим «Неизвестным». Но, несмотря на то, что неизвестное пугает Эллиду, оно в то же время, по ее собственным словам, и манит ее. И именно слова Вангеля освобождают ее и дают ей силы духа, чтобы разорвать оковы прошлого и сделать осознанный выбор в пользу своего счастья:

Эллида: Вангель! Ты, правда, можешь удержать меня здесь. У тебя есть власть и средства. Но душу мою... помыслы... страстное влечение - их тебе не связать! Они будут звать, увлекать меня... к неведомому... неизведанному... к чему ты преградил мне путь.
Вангель: Я вижу, Эллида... Для тебя нет другого спасения. И вот... я расторгаю сделку... Теперь ты можешь свободно сделать свой выбор.
Эллида: И ты можешь? Можешь допустить?
Вангель: Могу. Могу потому, что люблю тебя так горячо.
Эллида: А я... я почти и не замечала этого!
Вангель: Твои мысли были заняты другим. Но теперь ты свободна от всяких уз, связывавших тебя со мной... Теперь ты можешь сделать выбор свободно, по доброй воле... И под свою ответственность.
Эллида: В этом - перерождающая сила!.. О, никогда не уйду я от тебя после этого!
Вангель: Эллида, откуда эта перемена?
Эллида: ...да неужели ты не понимаешь, что перемена должна была свершиться, когда мне предоставили свободный выбор? Ты был для меня хорошим врачом и применил верное средство... единственное, которое могло мне помочь.

Только возможность свободно принимать собственные решения и самостоятельно нести ответственность за свою жизнь является лучшим лекарством для человека, который привык быть узником обстоятельств.

Это история о надуманных чувствах, которые мы лелеем к людям, которые их не заслуживают; о том, как мы идеализируем некоторых людей с уверенностью, будто они в самом деле таковы, какими мы их представляем. «Незнакомец» - одновременно и реальный человек, герой пьесы, моряк, которого еще также называют Джонсоном, и одновременно призрак прошлого, напоминающий о юношеской иллюзорной влюбленности, из-за которой Эллида не осознает истинной любви, которая находится рядом с ней, в лице ее мужа, Вангеля. 

Вангель: Так он был таким же и в твоем представлении? Совершенно таким, каким вчера вечером ты видела его в действительности?
Эллида: Да, совершенно таким.
Вангель: ...отчего же в таком случае ты не сразу узнала его? ...сначала ты решительно не могла понять, кто этот чужой человек. 

Разочаровываться в людях, которыми мы по ошибке очаровались, бывает болезненно, но только трезвый взгляд на реальное положение вещей способен исцелить нас от лихорадки заблуждений и избавиться от призраков прошлого:

Вангель: Теперь перед тобой выступил новый, действительный образ... он заслоняет собою твои болезненные представления. Поэтому хорошо, что действительность наступила. Может быть, она принесет тебе исцеление.

Пьеса также особенно примечательна психологическими портретами мужских персонажей. Здесь присутствует молодой скульптор Люнгстранн, в котором прослеживаются нарцисстические и мизогинистские взгляды. Он убежден, что женщина ни на что не способна, у нее не может быть собственных интересов, и она должна жить интересами любимого мужчины, должна быть его музой. 

Болетта: По-вашему, художнику следует жениться?
Люнгстранн: Да, мне кажется, да.
Болетта: Я все-таки думаю, что художнику лучше жить исключительно для своего искусства.
Люнгстранн: Ну да, так и должно быть. Но женитьба ведь не мешает этому.
Болетта: А она-то при чем же будет?
Люнгстранн: Она? Как это?..
Болетта: Та, на которой он женится, - она для чего же будет жить?
Люнгстранн:  И она будет жить для его искусства. По-моему, это может составить настоящее счастье женщины ...она может помогать ему творить... может облегчать ему работу, заботясь о нем, ухаживая за ним и стараясь скрасить ему жизнь. Вот это, по-моему, прекрасная задача для женщины!

Люнгстранн собирается уехать в далекие края и вернуться известным скульптором. Он берет с Боллеты слово, что та будет вспоминать о нем время от времени, и говорит, что его будет вдохновлять в творчестве то, что дома его ждет любящая его девушка. В то же время, он признается другой героине, что совсем не планирует брать Боллету в жены по возвращении, но надеется, что она будет любить его и ждать, и не выйдет в его отсутствие замуж. 

Другой мужской персонаж - Арнхольм, бывший учитель Боллеты. Он уже не молод, но предлагает Болетте выйти за него замуж. Он просит ее только быть рядом и быть ему другом, а он в свою очередь станет для нее покровителем, и позволит ей заниматься тем, что ей интересно и изучать все, что ей захочется. 

Моряк Джонсон обладает характером тирана и уговаривает Эллиду поехать с ним с помощью ультиматума. 

Вангель же искренне любит Эллиду и готов отпустить ее, если это принесёт ей исцеление. 

Таким образом, в пьесе мы видим четыре модели отношений: Люнгстранн и Боллета, Арнхольм и Боллета, Эллида и Джонсон и Эллида и Вангель. На их примере мы можем сделать вывод, что хорошие отношения строятся не на угнетении, манипуляциях и даже не на покровительстве, а на равноправном партнерстве.