Больше рецензий

14 января 2013 г. 12:29

44

3

Не могу сказать, что мне не понравилось. Сначала раздражало, конечно, безумное количество мата и по сто раз на каждой странице повторенное слово «говно» в разных вариациях. Очень хотелось побрюзжать на тему то ли современной литературы, то ли современных подростков) Но тут, во-первых (как уже замечали многие, в том числе Лев Данилкин), надо отдать должное переводчику – матерные конструкции действительно поражают (к тому же все мы более-менее можем себе представить, как бледно это все звучит по-английски), а во-вторых, в какой-то момент (ну, не в какой-то, а в переломный, конечно)) герой перестает наконец-то материться и даже объясняет нам (со слов психолога, правда) свои подобные мысли неким психическим отклонением, с которым он довольно успешно борется.
О «сюжетных штампах массовой беллетристики» читателя предупредили еще в аннотации, поэтому особого разочарования тоже нет. Видели мы уже Холдена Колфилда, неплохого, в сущности, парня, который пока не нашел своего места в мире, который тонко чувствует ложь и фальшь, которому не очень нравится все то, что его окружает… Знаем историю, например, Чарли Деккера из кинговской «Ярости», пришедшего в свой класс с ружьем… Подросток, попавший в тюрьму, - это, к примеру, крошка Алекс из «Заводного апельсина» (хотя тот за дело, конечно, в отличие от Вернона, но ассоциация есть). Где-то встречались уже и персонажи, подобные матери Вернона и ее подружкам… Толпа, следящая за загнанным в угол человеком в режиме реалити-шоу, - это тоже довольно избито. Ну а уж эмоции приговоренного к смерти… Чего стоит одно «Приглашение на казнь»… В общем, постоянное дежавю…
Интересный момент: все эти люди, окружающие Вернона, они, судя по всему, на самом деле такие – подлые, скользкие, глухие к чужим проблемам, способные на все ради денег, развращенные и недалекие… То есть я хочу сказать, что это как будто не просто восприятие сквозь призму подросткового максимализма, озлобленности и агрессивности, а именно некая зарисовка современного общества в обычном американском городке. И тогда возникают серьезные сомнения в том, что арт-проект Вернона «Смотрите на меня и мучайтесь» дойдет до умов и сердец… Или бессознательно будут мучиться?... Или как Понтий Пилат?...
И все-таки есть там мелочи, берущие за душу, - старушка в автобусе, проявившая неожиданную заботу, неуклюжая, но бескорыстная помощь Эллы, призрак Хесуса, сопровождающий Вернона по дороге в Мексику, предательство Тейлор…
Так что прочитать эту книгу можно. Она интересная, хорошо переведена и странным образом оставляет теплые чувства к герою, вызывая злую ухмылку по отношению к американским нравам. И еще как-то дарит она радость узнавания что ли..)) Как будто идешь по чужому коридору, но заглядывая в двери понимаешь, что за каждой - знакомая обстановка и знакомые люди))