Больше рецензий

9 августа 2021 г. 20:33

429

3 Смерть - ещё не конец

Книга называется «Под неусыпным надзором», и это тот случай, когда название и обложка меня обманули, а книга оказалась не тем, что я от неё ожидал. Я думал, что это будет история о писателе, который пишет книгу под присмотром какого-то жуткого, мистического существа. Но нет! Если вы думали так же, то это совершенно не то. Она про писателя - Себастьяна Логана, который изучает мир мистики и астрал. Он оказывается втянут в мир непознанного и пытается сохранить рассудок.

Уже с первых страниц Адам Нэвилл вводит мистику, наполняя роман саспенсом. В то же время играясь с читателем, подспудно намекая, что может Себастьян спятил, что может образы прошлого навалились на него и он погряз под ними. Но со временем ты понимаешь, что за этим стоит нечто большее. Как главного героя, так и читателя готовят к тайне романа. Но то, что автор скрывает, на самом деле, очень понятно и просто. Особенно для любителей жанра хоррора. На самом деле, многое в книге это - пережеванный материал, который просто не может ничего дать читателю. А те, кто любит жанр хоррора будут зевать. Большую часть книги занимает изучение темы астрала главным героем. Также он изучает тех, кто занимался этим долгое время. Это безусловно клишированно, но читать интересно. По крайней мере, не хочется бросить книгу. Себастьян Логан погружается в мистический мир, и вместе с ним погружается и читатель. Всё это происходит неспешно - ступень за ступенью, но ты чувствуешь, что всё двигается к чему-то жуткому. Итог скорее разочарует.

Герой, скажем так, не в истории. Например, в "Багрянце" герои ходили по злачным местам, противостояли ужасам. Здесь же Себастьян лишь изучает это всё в качестве записей, лишь немного САМ прикасаясь к мистике. Он всему этому даже не противостоит. Он является максимально ведомым и пассивным. История лишается огонька, интриги и напряжения. Ближе к концу второй части начинает клонить в сон. Не страшно. И это приговор для ужастика. Даже не тревожно как, например, в "Багрянце". Просто скучно. Но это не скука, когда ты со злостью и разочарованием бросаешь книгу, но пытаешься побыстрее читать, чтобы уже закончить это бесполезное чтение, которое не вызывает никаких эмоций.

Главный герой странный. Он со своим характером, своими взглядами и в целом неплохой персонаж. Но ему 50 лет, а по поведению он похож на подростка или мужчину лет в 30. Он крайне пассивен к людям, которые его донимают, и эта его черта выбешивает. Что определённо хорошо в этой книге, так это личностный путь, дуга характера главного героя - Себастьяна Логана. В начале книги и в конце он разный как внешне, так и внутренне. Призраки у Нэвилла всегда страдающие, истерзанные загробной жизни. Также у автора есть некий паттерн деревенщин/плохих людей, которые доставляют героям неприятности. Это было и в "Никто не уйдёт живым", и в "Багрянце", здесь же это раскрывается ещё больше. Так что, человеческий фактор в его произведениях не менее важен, чем мистика. Это объединяет их с Кингом. Люди в его книгах доставляют порой больше проблем, чем сверхъестественные существа. Также в книге есть пересечения с другим романом Нэвилла - "Судные дни".

Вторая часть романа его уничтожает. Но третья вновь вызывает интерес. После откровенно скучного и вторичного материала, написанного во второй, третья часть меня наполнила энтузиазмом. Стало снова интересно, снова атмосферно. Безнадега, а затем - расплата, катарсис. Завершающая часть оставляет приятные эмоции, будто извиняясь за то уныние, через которое пришлось пробраться. В Нэвилле будто открылось второе дыхание и ему самому стало интересно писать. Но третья часть очень короткая, мимолётная. Первая часть и третья - лучшее что есть в книге.

«Под неусыпным надзором» - посредственный представитель жанра. Я бы не назвал это хоррором. Это проза, драма. Проза с элементами мистики про лишения и темноту человеческой природы. В этой книге нет страшных моментов. На самом деле, это могло бы и не быть историей про сверхъестественное. Это просто мог быть роман про метания героя - сходит ли он с ума или нет. Хоррор должен пугать и/или держать в напряжении. Эта книга не может ни того, ни другого. Я не чувствую, что автору было, что сказать. Тут идей на рассказ, но вышел раздутый роман, к тому же очень вторичный.

Источник