Больше рецензий

8 августа 2021 г. 15:02

444

5

Как говорил Фантомас, "сегодня великий человек - ничто без прессы". Именно по этой причине, Лепорелло сначала ищет встречи с рассказчиком, писателем и журналистом по профессии, а затем вместе с Дон Хуаном разыгрывает перед ним небольшой спектакль. Благо, что донхуанские методы работы с прессой гораздо приятнее фантомасовских. Тут и знакомство с красивой женщиной, и комплименты, и лесть, и признание заслуг, а ещё вкусные обеды, приятный досуг и занимательные беседы. Всё ради того, чтобы рассказать миру подлинную историю испанского аристократа дона Хуана Тенорио и его не менее загадочного слуги с "темным" прошлым. Однако чем больше рассказчик узнаёт о Доне Хуане, тем очевиднее ему становится, что выбран он вовсе не в качестве биографа знаменитого испанца, а для того, чтобы стать его судьёй. Дон Хуан у Торренте Бальестера буквально тот человек, в котором "дьявол с Богом борется", и именно эту битву предложено рассудить рассказчику (и читателю вместе с ним). Битва началась триста лет назад, но победитель до сих не определен. Отчасти, потому что обе противоборствующие стороны придерживаются принципа свободы воли, а Дон Хуан не выбрал ни первого, ни второго, и вот уже триста лет "врата ада затворены для него крепко и неумолимо - как и врата небесные". Но если небесное правосудие для героя недоступно, почему бы не подвергнуть его суду земному? Тут, конечно, встаёт вопрос, может ли обычный человек, такой как рассказчик, быть судьей Дон Хуану, человеку со "сверхчеловеческой шкалой ценностей", человеку, который говорит о себе: "я не согрешил, я - грех". И если суд состоится, какое значение будет иметь приговор для высших и низших сил. Интересно ещё в романе и вот что: образ Дон Хуана здесь вроде бы вполне соответствует классическому канону. Герой находится вне общества, вне времени и пространства, он претендует на бессмертие или, как минимум, на персональный ад, он не имеет лица и, возможно, души (появляется всегда в темных очках) и не интересуется женщинами. А Лепорелло - совсем другой, неожиданный. И дело даже не в его бесовском происхождении, в его отношении к человеку и к христианской религии (история Лепорелло до знакомства с Дон Хуаном, пожалуй, самая интересная часть романа). Возможно, и книга вовсе не о вечном литературном образе, Дон Хуане в новой интерпретации. Возможно, это - история о Лепорелло и его попытке стать человеком.

KillWish, тур 7