Больше рецензий

Josef-Knecht87

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 августа 2021 г. 21:32

809

5 "Погоди, не уходи: послушай, посмотри..."

Я начну с рекламы фильма Руперта Эверетта "Счастливый принц". Поклонники Оскара, если вы не видели, посмотрите! Я думала, так снимать могут только наши, но Эверетт просто невероятен!
Фильм не хуже романа Акройда, на мой взгляд, передаёт трагедию Уайльда, но без него, думаю, впечатление от "Счастливого принца" было бы не таким сильным.
Так вот, "Завещание Оскара Уайльда" - это не просто роман-биография, роман-воспоминание.
Прежде всего это роман о духовном взрослении человека, о взрослении в принципе. Для меня давно очевидно, что взрослых в классическом понимании нет и никогда не было на этой планете. Все мы - дети, вечные дети, ищущие себя в этом мире до самой смерти. Взросление - это путь к себе, который, по Акройду, открывается во всей полноте уже в детстве; становясь старше, человек отрекается от этой истины и теряет себя, свои подлинные желания (см., например, притчу, которая идёт сквозной вставной историей через роман).
Уайльд как литературный герой признаётся в том, что изменил сам себе, утратил те идеалы, на которых воспитала его мать, любимица ирландского народа Сперанца, что он её надежд не оправдал (мать Уайльда, как известно, не дождалась его из заключения). По сути, Уайльд осознаёт, что предал не только мать, но и самого себя.
Роман имеет рамочную композицию, биографическая линия идёт внутри этой рамки и очень интересно строится: по сути, Акройд пользуется приёмами реконструкции прошлого, которые восходят ещё к Марселю Прусту, а также приёмами литературы "потока сознания" (их меньше).
Для меня, наверное, самыми сильными сценами стали три: 1. Когда герой вспоминает своё детство, будучи выпущенным до суда и находясь в доме матери, 2. Когда Уайльд выходит из тюрьмы и получает свою одежду, 3. Когда после всех своих злоключений он возвращается к воспоминаниям о своей студенческой молодости.
Если честно, читать это горько...
Ребёнок, на которого возлагали столько надежд... Блестящий молодой человек на последних курсах Оксфорда, целеустремлённый, невероятно сильный физически, очень самодостаточный и... крепкий духом... Вот Уайльду 40... Изнеженный, испорченный эстет, обрюзгший от излишеств... А чуть после обритый заключённый с брошюрой в руках "Бедные твои пальцы, негодяй"..
И вот он в финале жизни: бродяга, нищий, пария...
Как так случилось? Как случилось так, что из любимого сына знаменитой матери и мальчика/юноши, который так замечательно учился в школе, готовился в Оксфорд, грезил столькими возвышенными вещами и мечтал стать выдающейся личностью, получился сначала такой интересный молодой человек, внутри которого бурлил целый мир, богатый и самобытный, а потом обласканный светским обществом эстет, развращённый, напыщенный, который упал так больно на грязную землю...
Почему?! Почему?! - словно восклицает акройдовский Уайльд, но попутно даёт понять, что знает ответ на своё безмолвное восклицание...
И весь роман истине, открывшейся Уайльду, и посвящён: не стоит общество, успех, почитание, любовь публики того, чтобы отдаваться им целиком, быть их богом и, следовательно, игрушкой...

Наверное, так пронзительно не написал об Уайльде никто. Разве что сам Уайльд)
Книга читается очень легко, образ писателя очень пластичный, все грани его продуманы и выверены, второстепенные персонажи не мелькают как попало, они все вплетены в нить повествования.
Повествование ведётся от лица Оскара, но чувствуется, что так вполне мог говорить реальный Уайльд. У меня складывается впечатление, что Акройд очень глубоко вник в тему, о которой пишет. Это не поверхностный текст, здесь, на мой взгляд, очень много мудрости и любви. Не только к Оскару, но к жизни в целом.
Рекомендую всем поклонникам Уайльда и тем, кого интересует литература о смысле жизни.

Комментарии


Для меня давно очевидно, что взрослых в классическом понимании нет и никогда не было на этой планете. Все мы - дети, вечные дети, ищущие себя в этом мире до самой смерти.

Как же славно встречать такие мысли)
Словно друга на улице вечером)
Чудесные мысли, Ксюш. Они мне очень близки.
Кроме того это дети.. во многом, осиротевшие и бесприютные.

Как случилось так, что из любимого сына знаменитой матери и мальчика/юноши, который так замечательно учился в школе, готовился в Оксфорд, грезил столькими возвышенными вещами и мечтал стать выдающейся личностью, получился сначала такой интересный молодой человек, внутри которого бурлил целый мир, богатый и самобытный, а потом обласканный светским обществом эстет, развращённый, напыщенный, который упал так больно на грязную землю...
Почему?! Почему?! -

Я не так давно делал историю. Замысел был чудесный и мрачный: показать фото писателей в детстве, счастливых и милых, а рядом, их взрослые фото, с печатью трагедий и греха на челе.
Это реально грустно, Ксюш.
Иной раз смотришь на судьбы поэтов.. их словно кто то ведёт в этот омут и тьму.

Знаешь за что я ещё люблю Уайльда, помимо прочего?
Он посвятил стих Шелли)

Чудесного дня и вечера, Ксюш)


Спасибо! И тебе, Саш!)
А по поводу твоего коммента я тебе в личку напишу)