Больше рецензий

3 августа 2021 г. 17:08

4K

2.5 Валенки-валенки... да все вы валенки те ещё.

Жизнь юной Алины, картографа при Первой армии Равки, не должна была преподносить никаких сюрпризов. Однако попытка пересечь Каньон - огромную аномальную зону, шрамом разрубающую страну и полную шныряющих в вечной тьме чудовищ, - заканчивается тем, что в Алине пробуждается дар к управлению светом. Дар, который считался мифическим и не встречался прежде - и который теперь нужен совершенно всем...

С вами наша нерегулярная рубрика "эту чертовщину недавно экранизировали и я пошёл исследовать первоисточник". Экранизировали, кстати, недурно, хотя к середине и началась какая-то странная чехарда из разряда "некогда объяснять!". Но сразу могу сказать - сериал лучше, и посмотреть его вместо книги будет более продуктивно. То, что сериал явно смешал в кучу основные линии двух романов - "Тень и кость" и "Шестёрка воронов", - имеет свои недостатки ("вороны" в сериале не имеют ни малейшего влияния на сюжет, просто так прогулялись), но зато здорово подтянуло динамику. Книга же такой роскоши, как энергичная вторая линия с интересными героями, лишена. Она идёт только по истории Алины и это, увы, нередко весьма скучно.

На самом деле тут есть свои плюсы. Мне нравится магия этого мира - вполне стандартная в целом, но есть в ней интересные находки, вроде магии Жени или системы фабрикаторов. Детальки тоже порой прелестны - например, система с цветом кафтанов и вышивкой на них, где цвет определяет принадлежность к роду деятельности. Или игры гришей в близость к народу, когда они носят одежду а-ля крестьянская, но, разумеется, намного выше качеством, и пытаются питаться как простые смертные, но составлявший их меню явно ни разу стол крестьян не видел. Смешно, но я не вижу особенной клюквы (хотя знаю, что часть её смог прополоть переводчик), это мирок с чисто внешней атрибутикой Российской империи, не имеющий к ней реальной ни малейшего отношения.

Однако ж есть у книги и порядочное число минусов. Кое-что ужасно портит мир, а именно - плохая стилизация. Автор надёргала кучу слов из разных языков, и это почти никогда не имеет логического объяснения (как, например, было с кораблем с немецким именем Ферлорен - он иностранный и для самих героев, так что вполне может ссылаться на другую культуру). Откуда-то в самой Равке ходят слова "инферно" (латынь/итальянский), "Дарклинг" (производное от английского), эфиреалы (греческий), ну а сеттинг у нас условно славянский - и в этом лоскутном одеяле не ощущается никакой согласованности. Дарклинга я всю дорогу звал Чёрной Чернушкой - всяко аутентичнее. И - почему "король"-то! Женщина, ты ж сама назвала свой мир "царьпанк", какого ляда?

Алина - тот неприятный тип damsel in distress в главной роли, за которым очень скучно наблюдать. Никакой личной инициативы у неё нет и не предвидится. Она как мячик в пинболе, куда пнёшь, туда и катится. В этом отношении её побег - апофеоз: ей сказали, что Дарклинг плохой, не предъявив никаких доказательств, и она послушно кивнула, сказала, что, наверное, да, плохой, и пошла куда велели. Вдобавок книга написана от её лица - и это плохой выбор: Алина так любит пережёвывать свои страдашки и сомнения, что быстро начинает этим утомлять. В них есть своя логика, но нет умеренности. Бонусом: у неё имеется ужасно раздражающая привычка именовать Дарклинга "парень", что крайне странно звучит по отношению к мужику 120+ лет, даже если он выглядит молодо.

Но с Алиной хотя бы всё ясно - она типичная клишированная избранная (тм), скучный POV и тупой угол любовного треугольника. А вот Мала всю дорогу просто хотелось треснуть, ей-богу. Мне очень нравится девушка, но я при ней буду обсуждать, как бы трахнуть заезжую красотку, и мне вообще плевать, что её внешность мои дружки комментируют в совершенно пренебрежительном ключе. Охренеть рыцарь. И "ну, мне было как-то пофиг, когда ты была рядом, но ты ушла и я понял, как сильно ты мне нужна, я ж к тебе привык!" - это тоже какой-то лютый кринж. Вообще проблемка в том, что я не вижу у них любови. Мал - просто человек, к которому Алина с детства привязала ощущение счастья, коего сиротке в приюте больше никто не давал.

Кроме проблем, которые однажды всё-таки решатся, у них одна тема для разговоров - детство в Керамзине. Это какая-то очень сомнительная идея "большой и светлой", у которой не видится будущего - одно бесконечное пережёвывание прошлого. Но второй вариант "избранника" не лучше - Дарклинга Алина как человек не интересует вовсе. Его интересует концепция Заклинательницы солнца, а не она сама, она могла оказаться хоть милой девчонкой, хоть мужиком, хоть крестьянской бабой с тремя детьми - результат был бы тот же. Дарклинг очарован Заклинательницей задолго до появления Алины. И это интересно сюжетно, но в плане отношений это звиздец. Короче, мне всю дорогу хотелось убрать с глаз долой обоих и зашипперить Алину с Женей.

Дарклинг выглядит самым адекватно написанным из всех - в него автор по крайней мере вложила некоторые интересные мысли. Он "царёк", который ощущает, что его время на исходе - гришей вытесняет наука. Дарклинг боится, что его власть иссякнет и сильнейший из гришей отправится на свалку истории вместе со всеми остальными. Это реально хороший конфликт, из которого можно было выжать интересную драму - но в итоге из персонажа вышел типичный чёрный пластилин. Их отношения с Алиной интересны своей явной искусственностью и тем фактом, что Дарклинга очевидно бесит, что его сила привязала его к дурной на башку малолетке, но я очень надеюсь, автор понимает - не приведи боже такую пару. Понимает же?..

Я осознаю, что в сущности это жанровая литература, в целевую аудиторию которой я не попадаю. Многим молодым девушкам нравится фэнтези, сделанное по подобным лекалам и акцентирующее внимание на чувствах героини. Но мне кажется, что проблема всё-таки не в этом - просто то же самое можно было сделать лучше. Ведь задумки порой были неплохими.

Комментарии


Проблема в том, что цвета с долбаной Индии выделили кастам. Эта идея воняет, что уж говорить о столь банальном её воплощении.

С языком соглашусь отчасти, все же цвет империи вполне мог бы обозвать их на манер господствующего из вторых языков (но автор просто упал на батарею в детстве - не будем спрашивать больше чем могут дать)