Больше рецензий

2 августа 2021 г. 09:07

933

3

Очередная книга из рубрики «Почему я не прочитала это в детстве». Не могу сказать, что мне совсем не понравилась «На последнем берегу»: Ле Гуин, без сомнения, пишет увлекательно и красочно, но для меня в её рассказе всё-таки не хватает какой-то глубины. Что я под этим подразумеваю? Наверное, мне хотелось бы увидеть более сложные отношения между персонажами и проблемы, с которыми они сталкиваются. Идея с исчезновением магии и забытой Истинной речью выглядела интересно сначала, но потом, когда стало понятно, куда это всё ведёт, я немного загрустила. Я опять ожидала какого-то необычного конфликта, запоминающегося злодея, а получилось как-то серо и скучно.
Как историю взросления этот роман тоже сложно воспринимать: вот, вроде бы, мы имеем старого наставника-волшебника и ученика, вот нам даются путешествия, полные опасностей, и непростые отношения между этими двоими, но почему-то оно не работает. Может, дело в том, что главный персонаж из себя мало что представляет. Ну царских он кровей, ну боготворит - сначала - он Геда, а что ещё о нём можно сказать? Спасибо и на том, что его не делают супермальчиком и спасителем мира. Хотя нет, сейчас вспоминаю, что в книге не раз намекалось на то, что (спойлер) Аррен - будущий король Земноморья, под чьим началом оно снова станет великим и процветающим. Ох, если бы всё было так просто. Молчаливые загадочные волшебники меня уже давно особо не привлекают, слишком уж их много в подобного рода литературе. Тут я, наверное, зря придираюсь: в том году, когда вышла эта книга, скорее всего, это не было ещё вещью, набившей оскомину. Но сейчас у меня на них аллергия.
Сюжет достаточно прост: Гед и Аррен отправляются в путешествие с целью выяснить, куда утекает волшебство из их мира, собирают сведения, сталкиваются с разными опасностями и в результате находят виновника и вступают с ним в бой. С злодеем тоже как-то не задалось: его упоминают вскользь и когда оказывается, что он во всём виноват, то ты недоверчиво киваешь головой и говоришь себе «И вот к этому всё подводилось?». Опять человек с бредом величия и топорной мотивацией, конфронтация с которым тоже смотрится тускло, и совсем не потому что она происходит в стране мёртвых. И, опять же, мораль, которая из этого выводится для взрослой меня не является особым откровением.
Что мне больше всего понравилось, так это описание путешествия Геда и Аррена: потерявшие свой блеск и красоту города и сошедшие с ума люди, одичавшие драконы и безбрежная пустота моря - всё это запоминается, и это работало бы лучше, если бы главный персонаж что-то из себя представлял. Ле Гуин обычно не забрасывает тебя множеством ненужных персонажей и локаций, как это часто бывает в плохом фэнтези, но если персонажей так мало, то лучше бы сделать их хоть как-то запоминающимися.
Боже, почему мне становится так стыдно, когда я пишу околонегативные рецензии на книги для подростков? На самом деле, для этого возраста книга выглядит просто прекрасно, никаких любовных соплей, отвратительного юмора и описаний всемогущества главных героев, а размышления о неизбежности смерти и принятии её, равновесии в мире и о том, что волшебство, как и любая другая вещь в мире, не может взяться из ниоткуда.