Больше рецензий

EmmaW

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 августа 2021 г. 18:55

704

3.5

Подростковый роман о буднях учениц балетной школы. В центре сюжета три героини: Бетт Эбни, Джиджи (Жизель) Стюарт и И Джун Ким. Повествование ведется попеременно от каждой из них. Мне интересна тема балета, я люблю читать о взаимоотношениях девушек, люблю, когда действие разворачивается в какой-нибудь школе, так что надеялась получить атмосферную и увлекательную историю.

Начало было многообещающим. Преподаватель объявляет кому достанутся главные партии в балете «Щелкунчик», который ставят в осеннем сезоне. Бетт, как одна из лучших учениц, рассчитывала на роль феи Драже, но она досталась новенькой Джиджи, к тому же темнокожей. От сочетания этих двух факторов бомбануло не только у Бетт, и в школе начинаются атаки на Джиджи разной степени паршивости от разных людей.

Параллельно показываются репетиции, описываются переживания девушек, давление или равнодушие их родственников, важность школы в их жизни. А также взросление, отличающееся от взросления их ровесниц из-за того, что они относятся к миру балета и вынуждены выкладываться на полную, чтобы чего-то достигнуть. Каждая героиня хочет стать примой, хочет добиться огромного успеха. Но не все зависит от них самих. На выбор примы могут влиять традиции школы или стереотипы. И Джун Ким, например, полукровка. И она с одной стороны недостаточно азиатка, чтобы танцевать «китайские» роли, а с другой недостаточно белая, чтобы претендовать на что-то большее, чем дублерша феи Драже.

Балетная рутина интересна, но ее маловато. Постепенно фокус писательниц смещается в сторону любовных отношений. Любовные линии очень предсказуемые. Пары складываются не сразу, но, несмотря на это, ты точно знаешь, кто с кем останется. Девушки цепляются друг к другу по поводу и без, кажется, что все ненавидят всех. И даже подруги не ведут себя как подруги, а постоянно готовы сделать гадость ради получения роли или ради того, чтобы отбить парня. Это реалистично, но читать про такое надоело. Хочется все-таки помимо мести и злобы увидеть приятельские отношения или дружбу.

Сюжет книги развивается не так, как я представляла по первым главам. Казалось, что отбор на главные роли в «Щелкунчике» не окончательный и в процессе подготовки расстановка сил поменяется. Кто-то ошибется или недостаточно постарается на репетициях и потеряет ведущую роль. Возникнут какие-то непредвиденные обстоятельства или одна из незаметных учениц вдруг «выстрелит» талантом и спутает все карты. Но здесь такого нет. Три главные героини и несколько парней это «костяк», который не меняется. Еще парочка персонажей – безликие статисты, появляющиеся в паре сцен, не связанных с балетом. Остальные ученицы школы существуют номинально, но никогда не принимают участия в событиях. Про них просто пишут «девушки из такой-то группы пришли на репетицию» или «крысята попросили автограф». На вторую постановку «Жизель» роли распределились ожидаемо. Т.е. интриги в этом направлении не будет. А как сложится у трех главных героинь тоже сразу ясно. И даже финальный поворот угадывается на первых главах, как только читатели получают определенную информацию, касающуюся одной из девушек.

Помимо этого очень не понравилась картонность и стереотипность героинь. Они вроде как реалистичны, их внутренний мир очень даже хорошо раскрывается, ты веришь этим переживаниям и проблемам, но и в то же время девушки будто бы не настоящие. Все три соответствуют штампам: «плохая героиня», «хорошая героиня», «героиня, сочетающая в себе и то и другое». Для хорошей все будет хорошо. Ей самое лучшее, потому что она такая прекрасная. Ей все восхищаются, даже недруги. Ей самого лучшего парня надо дать. И она, конечно же, ни с кем до него не встречалась. Она танцует лучше всех, все это видят. У нее отличная и поддерживающая семья. У нее нет плохих мыслей о других танцовщицах, она всем желает добра. Соответственно, у «плохой героини» все наоборот. А у «средней героини» то так, то сяк. Например, она может ненавидеть кого-то или сделать гадость, но тут же жалеет об этом. Как-то это все однобоко и неубедительно.

Основной упор сделан на отношения, первую любовь и связанные с этим вещи. Они перемежаются всякими эмоциональными выпадами главных героинь в адрес друг друга в стиле «сама дура, а вот я лучше тебя». Мне такое быстро наскучило. Есть подростковые романы, которые может читать не только ЦА, а есть романы именно для ЦА. Здесь второй вариант. Эта книга примерно на возраст 14-15 лет. Если ты старше, то уже закатишь глаза от пассажей «я буду любить тебя до конца моей жизни» и поведения героев.

Концовка открытая и это худший вариант подобной концовки. Когда все просто бросают в никуда без объяснений. Я знаю, что есть продолжение, но появится ли оно на русском неизвестно. Можно было закрыть эту историю как-то по-другому, чтоб не возникло ощущения, что последние страницы кем-то вырваны. Здесь ни одна проблема не решена, ни одна линия не доведена до логического конца.

В принципе книга неплохая, но я ожидала большего.