Больше рецензий

31 июля 2021 г. 10:03

275

5 Как всегда, прекрасно

У Майкла потрясающий дар писать очень динамичные, остросюжетные приключения, при этом сохраняя максимальную правдоподобность, почти всегда хорошую научную подоплеку, яркую картину живых человеческих эмоций, реакций, от чего эффект погружения в действительность лишь усиливается. И ещё при этом он умудряется немного философски поразмышлять над теми или иными сферами жизни.

Этот роман считаю потрясающим. Экранизацию 2003 года можно смело выбросить в мусорку, настолько там изуродован сюжет, настолько вырезано все, что так интересно занимает в романе и делает его не похожим ни на что, особенным.

Ну с чем можно не согласиться в книге? На самом деле Майкл продумал в ней столько деталей, что почти мало кто сможет чему-либо возразить. Даже тема непосредственно перемещения, довольно неплохо разработана с точки зрения научного объяснения. Мир квантов, мир мельчайших частиц до сих пор не изучен до конца. В книге описывается невероятно загадочная природа кванта,  необъяснимая интерференция которого хорошо известна, но тем не менее мало понятна даже сегодня. Он касается действительно довольно плохо разработанной темы субатомных частиц, и за 25 лет в этом направлении мало что было открыто нового, отчего описанные здесь идеи не стали выглядеть слишком наивно. Конечно, сжимание и передача по квантовой пене, сама идея о существовании того прошлого, какое понимаем мы в виде одной из альтернативных вселённых, на мой взгляд всё это немного не дружит с логикой, и выглядит смешно, но по-другому написать было бы просто невозможно. Прекрасно, что в отношении путешествия во времени, Майкл перестраховал себя, добавив незаметную реплику заместителя руководителя, что в сущности, они не перемещаются, они просто исчезают здесь и появляются там, т.е. и здесь и там они совершенно другие, не те же самые. Очень интересно было прочитать о иллюзорности нашего представления о времени и другие мысли учредителя компании. Кстати, мне его почему-то стало жалко, когда с ним так обошлись в самом конце. На мой взгляд Дониджер не заслужил такого, поскольку каким бы экстравагантным не был его стиль общения, он, безусловно, был очень талантлив.

Единственно, что может серьёзно заставить поспорить, это излишняя романтизация эпохи. Хотя при таком количестве нелицеприятных, варварских, диких зарисовок в нравах и укладе жизни, мысли автора о любви к чистоте и преклонение перед хорошей физической подготовкой, сами собой начинают выглядеть неуместными. Вряд ли Майкл Крайтон читал книгу нашего исследователя о спиральном развитии истории, о чередующихся циклах глобализации. Эти выводы Юрия Кузовкова, дающие ключ к пониманию любого времени в истории, позволили бы автору не уйти здесь в сторону излишнего романтического отношения к этой дикой эпохе, а показать её, глядя на множество примеров, доступных для анализа. Но что говорить про Крайтона, если книги Юрия Кузовкова и в России мало кому известны. В действительности, время и место, описываемые в романе можно сравнить с жизнью заброшенных сегодня посёлков на Колыме или в Воркуте, и тогда весь этот романтический флёр уйдёт сам собой. Писатель оказался во власти того рефлексивного чувства, благодаря которому все авторы, которые пишут о прошлом, начинают неизбежно его идеализировать. Конечно, та эпоха была ужасна. И чтобы понять степень той мрачности достаточно просто почитать о деятельности барона фон Унгерна в Монголии начала 20 века. Думаю мало бы кто из нас захотел бы из сытного сегодня оказаться в том кошмарном вчера. Кроме того, в книге Майкл не учёл и того чувства неподготовленности, именно с точки зрения психики, у человека нашей эпохи к жизни того времени. В реальности, если бы ребята попали туда, они бы на протяжении долгого времени (возможно 3-4 недели) испытывали бы шок и острое желание вернуться в свой мир, а не  "наслаждались" бы его аутентичностью. Но видимо психология, это не та область, в которой писатель разобрался так же хорошо, как в квантовой физике или средневековой архитектуре. Однако для обычного читателя среднего уровня такие мелочи и нюансы вообще останутся не замеченными.

Если рассматривать эту книгу именно с точки зрения её ценности как приключенческого романа, то здесь мы видим образец, бесспорно, талантливой работы. При таком объёме текста постоянно удерживать внимание читателя в напряжении, при этом умудряясь вставлять большие отступления и научные реплики, это всё свидетельствует о настоящем писательском мастерстве.