Больше рецензий

29 июля 2021 г. 14:36

113

5 А кто тут Чудовище — так ещё и подумать надо

Роман с красивой легендой появления: холодным летом 1816 года, группа молодых и обаятельных людей во главе с лордом Байроном решили на спор написать мистические рассказы. Мэри Годвин, в последствии расширила действия своего рассказа, и в 1818 году книга увидела мир. Только она была без авторства. Но 1831 году Мэри Шелли переиздала роман, дополнив его личным предисловием.

Итак, перед нами роман-пророк, который предсказал некоторые тренды в литературе (и не только в ней).
Начнем с того, что это считается первым романом в жанре научной фантастики: Виктор Франкенштейн использовал научные методы для воскрешение Чудовища, хоть корнями его увлечение уходило в алхимию. Но это вполне естественно для того времени.

Роман написан в эпистолярном стиле: в книге два рассказчика — это Уолтер, который пишет своей сестре в Англию, а затем Виктор Франкенштейн, который рассказывает свою историю юному исследователю. История, скажем честно, не очень. Виктор начал увлекаться алхимией, в университете его уже направили в лоно истинной науки, а там он начал ставить опыты по воскрешению человека. И здесь читаем сквозь строчки: наука вещь интересная, но долго билась с убеждениями о том, что тело человека нужно обязательно хоронить целым. Отсюда множество труЪ-стори о похищениях трупов, не совсем легальных поставках тел после казней и т.д. Некоторые личности не брезговали и заказными убийствами, чтобы достать нужный материал, но, тссс, об этом писал другой автор.

Так вот, поиграв пару годиков в создателя, да получив положительный результат, Виктор внезапно (а то он не видел, КОГО оживлял) проникается к Чудовищу ПРЕЗРЕНИЕМ и НЕНАВИСТЬЮ (прям как я к своей ВКР, пока переписала на пятый раз) к своему созданию и валит в закат.

В общем, пережив депрессию, Виктор вынужден вернуться к депрессии 2.0, так как его младший брат погибает. В его смерти обвиняют их служанку, а до Виктора доходит, что убийца на самом деле — Чудовище.

Здесь бы и сказать что-нибудь о проявлении двойственности, характерной для викторианской эпохи, но ещё рано. Может, намекнуть на Творца рангом выше, который создал по своему образу и подобию, а потом изгнал своих созданий? Уже ближе. Можно накинуть на вентилятор и про отношения отцов и детей. А можно даже вспомнить моё институтское прошлое, где осознание знания — грех. Ну, не в буквальном смысле, конечно.

Что интересно, сгубил Виктора и Чудовище один момент: желание обычного человеческого счастья. Помните, я писала о таком в отзыве на «Призрак оперы»? Проникнись Виктор бы каплей сочувствия, всё было бы иначе. Однако, Виктор даже не предусмотрел экстренного уничтожения Чудовища в случае чего (а еще учёный, ну). Чудовище же хотело простого семейного счастья. И опять вопрос из студии к Виктору: эээ, а если Чудовище и его женщина собраны из биоматерила разных людей, то как они РОЖАТЬ БУДУТ? Виктор, ты знаешь, откуда дети берутся, ну? Или он ожидал, что через пару-тройку лет Чудовище заявится к нему и такой: «Витек, давай по-дружески, ну, жена детей хочет, ЧАСИКИ-ТО ТИКАЮТ, собери нам двух мальцов». Ну ок, спишем на то, что при оживлении у сборной солянки репродуктивная функция работает.

Но это не отменяет того факта, что Франкенштейн пошел по тёмному пути: сначала он убежал от ответственности за содеянное, а после молча (нет, конечно, ОН СТРАДАЛ) наблюдал, как погибают близкие ему люди. И вместо того, чтобы решить вопрос по избавлению от Чудовища заранее, он сначала дождался, пока перебьют всех, а потом уже соизволил свалить на поиски настоящего убийцы.

Еще одна мораль романа состоит в тонком намёке на поисках знания: а надо ли оно вам, ребята, это знание? Уверены, подумали? Уолтер вот решил, что оно того не стоит, и всё же развернул экспедицию обратно. Чудовище, потеряв своего создателя, тоже свалило в горизонт, пообещав самовыпилиться (раньше оно было во власти гнева, а посмотрев на холодного Виктора, поняло, что убивать, собственно, и некого).

Стоит ли задаваться вопросом о вечной жизни в этом романе? Тот же Беляев сделал лайт-версию Чудовища, оставив в головах людей сознание и их осознание. Виктор же создал что-то с нуля