Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

28 июля 2021 г. 12:46

708

5 Пошел я искать праведных

Достоевскому равный, он — прозеванный гений.
Очарованный странник катакомб языка!
Северянин

Нельзя сказать, чтобы Лескова не знали вовсе. "Левшу" вспомнят и те, кто книг отродясь не читал, но смотрели мультфильм. Многие "Очарованного странника". Не меньшее, а может и большее число читателей у "Леди Макбет Мценского уезда". Был хороший фильм с Андрейченко, экранизации всегда запускают обратную волну интереса к источнику. А кроме того, в перестройку в советской культурной жизни значительную роль играли фигуры Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской, заговорили тогда и об опальной опере Шостаковича "Катерина Измайлова": страсть, смерть, криминал - все как народ любит.

Что еще? Может "Запечатленный ангел" и "Тупейный художник"? Томик, если собрать под одной обложкой, а меж тем собрание сочинений Лескова насчитывает тридцать томов. Ну что вы, это нормально, и в золотой фонд отечественной литературы он таки вошел. Пусть не в первый эшелон, где Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов, но ведь и не в десятый, где панаевы со скабичевскими - о чем еще мечтать?

А теперь представьте на минуту, что миру явилась доселе неизвестная пьеса Шекспира, роман Джейн Остен, поэма Пушкина или Лермонтова, повесть Достоевского, рассказ Чехова. Неужто не кинулись бы тотчас читать, пожали в ответ на известие об этом плечами: "славно, но мы уже имеем о нем/ней представление". Еще как бросились бы на поиски, стали обсуждать в сетях, ждать экранизации, гадать о кастинге. В этом преимущество пребывания в первом ряду, ты интересен весь. Когда во втором, вежливо улыбнутся, узнав о тридцати томах: "Как плодовит".

Писательница, критик, литературовед Майя Кучерская, вынесенным в заглавие определением Северянина напоминает: он был гений и мы его прозевали, не прочли, не поняли, недооценили. Это как если бы знаток на чердаке дома, обставленного безликой функциональной икеевской мебелью обнаружил столик работы Томаса Таффа и сказал хозяевам, что они владеют сокровищем (да, требует реставрации, да вложения обещают быть серьезными, но итоговая цена в миллионы долларов на Кристи стоит того, чтобы потерпеть связанные с приведением в должный вид неудобства).

Вряд ли одному человеку и одной книге под силу одолеть полуторавековую инерцию мышления, но биография Лескова ее авторства сродни экспертному мнению такого знатока, возвращающего нации сокровище, которое по неразумению выбросили на чердак. Книга Кучерской сама по себе ценный артефакт, это биография от литературоведа, критика, превосходной писательницы, в чьем творчестве - что не менее важно - значительное место занимает тема русской православной церкви.

Больше того, Кучерская единственный в современной русской литературе автор, пишущий о церкви и ее служителях. Кому как не ей рассказать о писателе, называвшем себя "колокольным дворянином" - из поповичей по отцовской линии, из захудалых дворян по материнской. Написавшем "Соборян" и "Праведников". О том, кто шел путем Толстого в проповеди христианства и непринятии ханжеского лицемерия церковных иерархов, но сочувствовал низам духовного сословия.

"Лесков. Прозеванный гений" плод двенадцатилетнего труда. Писательница не скрывает, что, несмотря на колоссальную изыскательскую работу, сведений о ранних периодах жизни Лескова исчезающе мало, а то и вовсе нет. Что-то пришлось воссоздавать, домысливать, подобно тому, как антрополог выстраивает облик человека по его черепной кости. Потому биография писателя скорее симбиоз документальной и художественной прозы, максимально бережное, аккуратное, скрупулезное восстановление жизненных обстоятельств и творческого пути героя.

И это книга, которая по праву займет место в ряду таких эталонных образцов современной биографической прозы, как "Пантократор" Льва Данилкина и "Пастернак" Дмитрия Быкова. День сегодняшний предъявляет более жесткие требования к литературе серии ЖЗЛ, долго бывшей чем-то средним между официальным панегириком и синекурой для поправки писательских финансовых обстоятельств с негласным правилом "об усопшем хорошо или ничего".

Биография образца XXI века детабуирована и дестигматизирована, дает образ живого человека с его достоинствами и недостатками, с прекрасными и уродливыми чертами, где неприятное и неудобное наравне с превосходным. Дело не в смаковании жареных фактов, для этого есть желтый интернет, но в том, чтобы раскрыть личность героя максимально точно и полно, без ханжеских экивоков. И это удается Майе Кучерской превосходно.

Да, был недоучкой и не по бедности, хотя в гимназии, в самом деле, учился попечительством состоятельного родственника - а потому что не хотел учиться, как и спустя годы матушка его, Марья Петровна говаривала. Но пятнадцати лет пошел служить в Палату уголовного суда, после в Рекрутскую комиссию (аналог сегодняшнего военкомата), еще потом объездил Россию разъездным агентом в предприятии Шкотта. Это были его университеты, здесь он набирался знаний о жизни.

Да, позволял себе зло высмеивать коллег литераторов, выводя в своих писаниях их карикатурные образы. Но как жестоко поплатился, как дорого заплатил погубленной безвозвратно карьерой и остракизмом со стороны либеральной среды и властной опалой за единственную статью о пожарах. Был несчастлив в браке и практически не принимал участия в дочери. Презрительно насмехался над сыном от второго брака Андреем - тем, кто впоследствии станет самым преданным его биографом, прежде дослужившись до генерала и в отставку уйдя с профессорской должности.

Нет среди нас белоснежных ангелоподобных сущностей, все мы живые, все со своими головными тараканами. Но кто-то, кроме того, необычайно талантлив. И стремится ввысь, даже стоя по колено в болоте. Еще одно только дополнение, живые родники народной речи не иссякли вовсе, продолжателем лесковской традиции был Юрий Коваль, а теперь эта вода журчит в книгах Вероники Кунгурцевой и у совсем молодой Ирины Богатыревой.

##Большая книга, Лесков, Литературоведение, Майя Кучерская,

ТГ Book Addict

Комментарии


"Был хороший фильм с Андрейченко"
Если интересуют экранизации Лескова, то есть ещё сериал 1998 г. «На ножах». Отличный. 11 серий.


Спасибо большое, не знала. К сожалению, я видеоинвалид, не могу смотреть сериалов.


А это не сериал в современном понимании слова, это именно многосерийный фильм. Архиинтересный. Ближе не к экранизации "Петербургских трущоб" Крестовского, а скорее к "Месту встречи..." или "Шерлоку Холмсу" с Ливановым. Это сделано очень театрально, картинкой напоминает "Мой ласковый и нежный зверь"... Красивое, медлительное, занудное киноповествование...


Ну тогда может быть выберу время посмотреть


Если честно, то я осилил только одну серию))) Но как раз по прямо противоположной причине - моего утомлённого интеллекта хватает исключительно на сериалы и на настоящее кино меня просто не хватает. О, красивое слово, видеоинвалид. Я тоже, только наоборот.


Хм, мы очень разные. Но важнее не то, что разделяет, а то, что объединяет. Любовь к книгам и интересным историям вообще.


Так и есть. Я бы более пафосно и широко выразился - любовь к правде...))) - в искусстве, в книгах, в жизни, в людях...


Точно! К правде. Лучше не скажешь.


Здравствуйте. Яркая и богатая у Вас получилась рецензия. Не знаю, но мне кажется, что Николай Семёнович уже подрастолкал локтями себе место в первом эшелоне русской литературы. Интерес и признание получил эпохальный роман "Соборяне", героям которого воздвигли памятник, чего достигли далеко не все писатели первого ряда. Вызвал ажиотаж и интерес реконструированный незаконченный роман "Чёртовы куклы". Много почитателей у тихих вещей Лескова - "Островитян" или "Обойдённых".

Меня поразил богатством литературным и житейской мудростью самый критикуемый роман Лескова "Некуда" - одна из любимейших моих книг во всей мировой литературе (сразу за "Соборянами"). Для меня вот этот самый "первый том" русской литературы, о котором Вы говорите выглядит совсем не так... как он обычно выглядит. Первым, вне досягаемости, как бы я ни любил Алексея Феофилактовича и ни чтил Фёдор Михайловича - возвышается Николай Семёнович.

Меня зацепил упомянутый Вами "десятый том" русской литературы - "панаевы" и "скабичевские". Я в него заглянул... и меня затянуло. Там десятки имён и произведений, которые достойны "переехать" во второй том и два-три, достойных первого. Ну, В.П. Клюшников, например, с ярким "Маревом" (этот роман хоть публиковался) и трогательным, утончённым и интеллигентным романом "Большие корабли" (через пол года поисков с трудом нашёл на НЭБе). Или вот, совсем замракобешенное имя - князь В.П. Мещерский, роман "Тайны современного Петербурга, записки магистра Степана Боба"(1876 г.), со смертью которого в 1914 г., по словам одного журналиста, умер русский консерватизм. Я смог найти в интернете только первую часть, но настолько заинтригован прочитанным, что собираюсь записаться в публичку, чтобы читать в журнальной версии (журнал "Гражданин" за 1877 г.). Сон магистра Степана Боба просто невероятно напоминает бал сатаны в "МиМ" Булгакова. Князю несколько изменяет чувство меры и баланс здравого смысла, но литературно - это очень красивый текст, а сюжетно - крайне интригующ, загадочен и непредсказуем. Все упоминания этой книги - разноостроумные шельмования и я был просто поражён - насколько всё это - неправда. Даёшь "десятый том"!

Что-то я увлёкся. Спасибо Вам за прекрасную и так зацепившую меня рецензию. К "Трём еретикам" Аннинского (о Лескове, Писемском и Мельникове-Печёрском) добавилась ещё Майя Кучерская, проза которой и так произвела на меня некоторое впечатление. Юрия Коваля Вы очень интересно связали с Лесковым, я как-то его больше с Бажовым-Шергиным-Писаховым связывал, для меня Коваль ближе к мифу, Лесков - реалист-почвенник (не в идеологическом, а скорее в буквальном понимании). СПАСИБО ВАМ!


Вам спасибо, Андриян. Это такой восхиьтительный и интересный комментарий. Беру на заметку названные вами имена и книги. Когда-нибудь непременно вернусь к ним.


Вот ещё Всеволод Крестовский очень напрашивается в первый том...))) А я, похоже, завязал с современной литературой - и грустно и радостно...


А я как раз очень много современной сейчас читаю. Но на "Соборян" нашла время.


У меня долго копилось. Сломался я на "См. статью любовь" Давида Гроссмана. Был в полном восторге от двух его подростковых книг - "Бывают дети-зигзаги" и "С кем бы побегать". Получил удовольствие и от его сложной, неоднозначной и противоречивой книги - "Как-то лошадь входит в бар". Но здесь я наглотался "современной литературы" по полной - с этой клеветой на человеческое в человеке, на это "невозможно жить", на то, что все ужасны. Несмотря на великолепный язык и мастерский сюжет. И даже миф, который я очень люблю в прозе, у Гроссмана несёт негатив, уныние и неверие в человека. Это при всём при том, что книга достаточно сильная, правда я одолел только 300 страниц из 1000...


Я у Гроссмана только "Как-то лошадь входит в бар" читала, и в целом даже понравилось. Но именно от этой обреченной безнадежности, о которой вы говорите, читать у него что-нибудь еще желания не возникло.


"Бывают дети-зигзаги" Гроссмана для меня - эталон современной детско-подростковой литературы. Да и "С кем бы побегать" - книга шикарная. Наверное, детей Гроссман просто щадит от правды-матки, в своём понимании.


Отличный отзыв. Пафос Кучерской по поводу "гения" меня не зацепил, но книга очень хорошая.


А это не ее фраза, это кто-то из наших великих, Белинский, кажется, сказал, еще прежде, чем Северянин так аттестовал Лескова, о Тютчеве и Фете - "прозеванные гении"


Сама Кучерская с этим согласна, и во многих местах педалирует эту идею, так что неважно, кто придумал само выражение.


Ну, тут-то я скорее склонна с ней согласиться. Лесков, в самом деле. невероятно хорош.