Больше рецензий
6 января 2013 г. 14:49
673
5
РецензияДля кого-то “Праздник…” - это возможность мысленно лицезреть Париж конца 20-х годов, прогуляться по его улочкам, посидеть в уютных кафешках, в которых можно встретить Френсиса Скота Фицджеральда, Эзру Паунда, Гертруду Стайн, окунуться в незабываемую атмосферу настоящего города романтики и любви. Но для меня город остался на втором плане. Он оказался лишь красивой и живописной декорацией, на фоне которой бушует жизнь великих людей. Хемингуэй не писал о Париже, он писал о самых радостных днях его жизни, проведенных в городе-мечте. Место могло быть любым, но счастье было одно, и оно было там – в крохотной каморке над лесопилкой в самом бедном районе французской столицы. Повесть пропитана горькой и радостной ностальгией, картинками прошлого, навсегда зашитыми в рамы неизменности, и вывешенными в галерее памяти. Это попытка оправдаться прежней радостью за нынешнее бессилие перед действительностью, это попытка сказать близким людям о своей любви, о сожалении, что что-то было сделано не так или не сделано вовсе. Это попытка показать всем людей известных, любимых друзей с той стороны, с какой их никто не видел, или не помнит. Это послание своей первой любви – первой жене Хэдли, в котором Хемингуэй старается оценить их разрыв и по-своему извиниться. Это обрывки светлой памяти, переработанные и экстрактированные в свод коротких рассказов, которые писатель так и не успел закончить.
Для себя я открыл три момента, которые стали для меня настоящей ценностью. Перечисляю не в порядке иерархии:
1. Я увидел не только Париж - это было бы слишком банально, но я увидел город жизни, город поэтов, город творчества и город надежды, пусть и оправдавшейся не для всех. Лично мне было интересно встречать в парижских кафешках известных людей и оценивать их глазами Хемингуэя. Говорить с ними о гомосексуалистах, спорить о Достоевском, смеяться над их инфантильной простотой и ненавидеть их трезвую расчетливость. Это куда интереснее, чем просто гулять по городу, пусть и великому городу. (С первых строк вспомнился фильм Вуди Аллена “Полночь в Париже”. Для тех кому понравилась книга, фильм будет очень интересен. Здесь все те же шумные кафе, и в них старые добрые Хемингуэй, Фицджеральд, Зельда и прочие).
2. Это конечно мемуары. Было интересно посмотреть на молодого Хемингуэя. Послушать его мысли, узнать его вкусы. И пусть, рассказы писались уже после тяжелой болезни и еще более тяжелого лечения, и с памятью Хемингуэя было уже плоховато, об этом он и сам говорит:
…эта книга содержит материал из remises моей памяти и моего сердца. Пусть даже одну повредили, а другого не существует
и многое он изменил нарочно (в этом он тоже признается), но я верю, что самые счастливые моменты жизни сидят так глубоко в подкорке, что их не стереть даже самым мощным электрошокером и в своих воспоминаниях писатель не ушел далеко от истины.
3. Счастье. Я читал и удивлялся, и боялся и не понимал. Неужели, этот счастливый человек, довольствующийся тем, что есть в его жизни, умеющий так любить и выворачивать душу, неужели, он мог так закончить свою жизнь. И тут же меня прошибало по́́том - неужели и я, такой счастливый сегодня, так радующийся каждому глотку жизни, завтра я возьму ружьё и... Нет, этого не может быть, или... а думал ли Хемингуэй о чем-нибудь подобном? И понятно, что к финальному аккорду жизни писателя в его судьбе случилось множество переворотов, и все же… Какова судьба, ведущая нас от вечного праздника к… Впрочем, книга совсем не о том, и это всего лишь мысли унылого параноидального скептика, пекущегося о завтрашнем дне. А мы-то знаем, что сегодня нужно думать только о сегодня и испить весь праздник бытия до последней капли, ведь думать о завтра бессмысленно, завтра может просто не быть.
Ну а книга, конечно о празднике, о празднике души, который следует за тобой, куда бы ты ни поехал, ведь ты по-настоящему счастлив. Да и потом, стоит лишь захотеть, и слегка копнуть загрубевшую плоть памяти, он снова заиграет, запоет и засветится всеми цветами безумного карнавала – этот праздник, который всегда с тобой…
Комментарии
У этого романа есть "продолжение". :)
У Хемингуэя многие романы автобиографичны)
Скорее не продолжение, а попытка рассказать часть той же истории другими словами, от имени других персонажей. Вообще видно, как Хемингуэй страдает из-за всей той истории, что произошла с Хэдли и Полиной. Столько лет его не отпускает эта измена. Наверное все было бы для него гораздо легче, если бы его интрижка оказалась всего лишь интрижкой и Хэдли, вместо того, чтобы попытаться войти в положение мужа, устроила бы ему хороший скандал. Выплеснуть эмоции и высказаться - очень действенный метод.
Кстати, это, по-моему, общая закономерность.
Все многоженцы с ностальгией вспоминают первую жену. :)
И есть еще книга хорошо описывающая Париж того же времени - "Тропик Рака" Генри Миллера.
Слышал о Миллере, но не читал. А первая жена, это как первая любовь, как бы она не закончилась (любовь, не жена) - всегда будешь помнить. А Хемингуэй прекрасно понимал, чего он по своей вине же и лишился.
и где ты столько слов берёшь
Да ладно скромничать, ты сам тоже двумя словами не обходишься))
а мы теперь с тобой соседи на главной :]
Обоих поздравляю ;)
Спасиб))
Это я специально, чтоб от тебя не отставать))
Обожаю этот фильм! Три раза уже пересматривала.
Надо читать! :)
Я дважды)) Не ожидал такого от Вуди Аллена. Как-то привычнее его с комедиями ассоциировать. Да и Уилсон хорош, как всегда.
офф: а как тебе тогда "Матч-пойнт"?
раз уж офф... то и я отмечусь. Мне не понравился :Ъ
И вот нисколько не удивлена :)
А вот его-то и не смотрел, я вообще у Аллена мало фильмов видел, как-то все обходил стороной. Надо будет глянуть на досуге))
Ну, если получится, поделись потом мнением-впечатлением, ok?
Обязательно *записываю в блокнотик*, только ждать придется дооолго))) Книги еще есть время почитать, а вот телек посмотреть..... Хотя, хорошо, что не наоборот))
Спасибо. Кстати, о блокнотиках: напомнил ведь, что я одному товарищу давненько уже обещала: а) экранизацию посмотреть, б) о книге и фильме высказаться. Посмотреть посмотрела, а мнением поделиться напрочь забыла >_<