Больше рецензий

27 июля 2021 г. 22:29

432

0 Один из любимых романов автора

Мне всегда нравилось читать романы Агаты Кристи именно с точки зрения погружения в мир её персонажей, в её собственный внутренний мир.

Эту книгу я перечитывал три раза с разницей в несколько лет. Казалось бы, есть ли вообще смысл перечитывать детективы? Но для меня этот роман всегда был немного больше, чем просто детектив.

В первый раз произведение меня захватило несколькими интересными темами.  Одна из них, это тема сумасшествия, неуправляемой мании, особенно у человека, который тебе близок, который рядом. Что-то откликнулось у меня внутри, при первом прочтении. Как оказалось впоследствии, не зря. В жизни я с этим столкнулся.

Также с самого первого раза мне понравилась тема случайного свидетеля, который может спасти чью-то жизнь просто одним своим присутствием. Человек, который хотел покончить с собой, но выжил, чтобы спасти жизнь другому - это очень интересная идея. Все мы, в действительности, мало задумываемся о том, насколько может быть важной жизнь каждого из нас, какой бы глупой она нам самим не казалась.

В конце книги, Эндрю Ангус Мак-Виртер, правдолюб, пожертвовавший ради истины своей карьерой, вдруг признается, что выдумал своё свидетельское показание, совершив преступление против своих же принципов. Это очень интересный сюжетный разворот, если взглянуть на него с философской точки зрения. Мак-Виртер словно прошёл некое посвящение, оказавшись спасенным после неудачной попытки самоубийства. Теперь он уже поднялся над тем, что раньше он считал правдой или истиной, увидев мир и его законы с более высоких позиций. Не просто слепое следование какому-то принципу, а жизнь ради поддержания некоего нерушимого закона, "дхармы", уловить которую нужно научиться, внимательно присматриваясь к постоянно меняющейся реальности, уметь находить в ней то, что является истиной именно здесь и сейчас, а не считалось таковой когда-то. Всё это, на мой взгляд, те малозаметные штрихи в книгах Агаты Кристи, которые делают из её детективов нечто большее.

Несмотря на столь отвлеченные мысли, в данном романе "По направлению к нулю", для Агаты Кристи главной была задача вывернуть привычный ход движения детектива наизнанку. И, на мой взгляд, она не плохо с ней справилась, добавив в повествование немного философских мыслей, интересных наблюдений и размышлений.

И все же после очередного прочтения, я смог увидеть, что местами прекрасный знаток психологии человека, Агата Кристи, немного промахнулась, поэтому назвать книгу шедевром все же не могу.

1. Главный герой, который страдает маниакальным желанием мести, который жаждет уничтожить своего обидчика. Да, такое иногда бывает в жизни. Сейчас вообще очень много неуравновешенных людей вокруг. Но трудно поверить в то, что этот злодей, желая уничтожить свою жертву, будет придумывать такой сложный, и главное, очень опасный для себя же самого план. На мой взгляд, если бы этот злодей действительно хотел уничтожить своего обидчика, он бы мог придумать множество других способов, которые бы не ставили его самого под подозрение и не создавали шумиху в газетах. Гораздо более правдоподобным выглядело бы здесь намерение подстроить какой-нибудь несчастный случай, вроде того, что произошёл со стариком Тревисом. Поэтому этот вариант я считаю промахом Агаты. Она рисует человека, который одержим не столько желанием мести, сколько желанием совершить идеальное убийство, но это уже совсем другой тип, уважаемая Агата!

Также кажется очень нелепым то, что умеющий всегда держать себя в руках Невил, который никогда и нигде не выдавал себя, не показывал свои эмоции, вдруг неожиданно преображается в конце книги, начинает впадать в истерику и делает признание, которое так нужно следователю и автору книги. Прости, Агата, но что-то не сходится!

2. В конце книги Одри признается следователю, что всю жизнь боялась своего мужа, и поэтому с радостью сбежала от него к другому. А когда он предложил ей встретиться с ним вместе в доме, где они провели много времени, она вдруг совершенно забывает о своих страхах и даже с радостью соглашается. Сущая нелепость и бессмысленность. Если бы она действительно боялась своего мужа, подозревая в нем маньяка, как она призналась, то гораздо скорее уехала бы в другой город или провинцию, или даже страну, чтобы даже случайно с ним не пересекаться. Согласится провести с ним время в дали от цивилизации, это равносильно тому, чтобы самостоятельно приговорить себя. Или же Одри также больна умом, на что есть намёки в тексте у автора, или же никакого страха в действительности она не чувствовала. Здесь прелесть книги и гений автора выражен в том, что многое, что мы узнаем об Одри, мы узнаем от неё же самой или из уст других, а люди очень часто врут, поэтому данную нескладность можно списать на характер самих героев, вроде как Агата не причём.

В целом Агата Кристи выстраивает свое повествование мастерски, она оставляет в тексте лишь самое необходимое, что будет нужно в дальнейшем, чтобы объяснить те или иные выводы следователя. Многие мысли, персонажи и характеры, описанные в книге, остаются в памяти и заставляют задуматься.

Оригинал рецензии