Больше рецензий

tadrala

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 июля 2021 г. 13:51

362

5

С благодарностью и легкой грустью переворачиваю последнюю страницу “Девочки с медвежьим сердцем”.
Я люблю читать летом холодные книги. Не безэмоциональные, а именно холодные или хотя бы прохладные. Чтобы оказаться в заснеженном лесу с фавнами и Белой ведьмой. Или как тут – на дождливых улицах осеннего Лондона, откуда начать путешествие с главной героиней.
С главной героиней! Прекрасная Мейкпис. Девочка с миролюбивым именем, чудом сохраняющая свет в душе. Спасибо писательнице за то, что наконец-то у меня есть кто-то, с кем легко идентифицироваться моей внутренней девочке-подростку. Побольше бы такого фэнтези для подростков. И да, там нет любовной линии, зато есть линия любви.
В мире “Девочки с медвежьим сердцем” есть люди. А когда люди умирают, на какое-то время они становятся призраками. И есть редкая способность, передающаяся по наследству, позволяющая некоторыми людям давать пристанище призракам в своем теле. Первым призраком Мейкпис становится медведь, а дальше подберется небольшая компания. Род Фелмоттов использует свою способность, чтобы сохранять накопленные знания и умения внутри семьи и исподволь управлять страной. Наследников готовят как сосуды для призраков и верных слуг семейства. Им предстоит стать “старшими”, потеряв часть человечности. Обязательно ли терять человеческое, общаясь с призраками, – вот в чем вопрос?
В общем, интрига интересная. Приключения захватывающие. Призраки пугающие. Все, как надо. Но мне было интереснее всего смотреть, как через эту метафору преломляется современная психология.

1. Внутренний зверь как метафора амигдалярного хайджека и ПТСР. Медведь, который стал первым призраком, поселившимся в Мейкпис, пережил множество ужасов в течение своей жизни, пока его дрессировали для представлений. Это отпечаталось в его призраке, недоверчивом к людям, опасливом, легко впадающем в ярость. Мейкпис встречается с переживаниями медведя через яркие эпизоды воспоминаний прошлого – чем не флешбеки? И учится успокаивать своего медведя и договариваться с ним о сотрудничестве. Это очень похоже на то, как выглядит работа с травмой в системной семейной терапии субличностей. Важно познакомиться с травмированной частью души, восстановить доверие, найти ей утешение, создать безопасноть и сохранить право на гнев и ярость. Собственно, так Мейкпис и делает. Думаю, читателям пригодится для того, чтобы договариваться с своими страхом и гневом.

2. “Старшие” как метафора трансгенерационной травмы. Фелмотты снова и снова дающие воплощение призракам своего рода в молодых представителя рода, для окружающих людей выглядят зловеще и иногда дико. Это проявляется не только в их сверхспособностях, например, двигательных навыках и тактическом мышлении воинов, отточенных веками практики. Но и в особом взгляде и отношении к людям. Опыт, который был важен для выживания, в котором взрослели древние Фелмотты, скорее всего, не так уж актуален в настоящем. Но он толкает их к жестокости, с которой родители бьют своих детей из логики “меня же били и я вырос нормальным человеком”. Да, нормальным, для своего времени и условий взросления, но сколько времени утекло с тех пор и как поменялись границы нормальности? Важно уметь перерабатывать этот опыт и отпускать. И в книге есть промежуточный персонаж – относительно молодой призрак шпионки, который сохраняет критичность и в состоянии пересмотреть слепые правила, сохраненные Фелмоттами вместе с ранами прошлого.

3. Призраки как модель интроектов и представления о границах психики. В гештальт-терапии есть понятие “интроекции” – это процесс, благодаря которому в нашу психику попадают правила, идеи, ценности, представления, способы действий других людей. Если все это не перерабатывается, не разжевывается, а просто проглатывается, в нас остаются интроекты, куски странно и часто противоречиво организованного знания. Иногда в голове образовываются целые диспуты между разными интроектами, когда голос матери напоминает надеть шапку в тридцатиградусную жару и пр. Призраки мне кажутся удачным примером интроекции целой личности другого, если бы это было возможно. И есть два способа обращения с ними. Первому Мейкпис обучала мать. Это умение не пустить или отогнать призрака. Это важный навык в повседневной жизни. Когда мне что-то говорят, прежде чем впустить это внутрь, так-сяк повертеть, прикинуть плюсы и минусы, поспорить или даже сразиться, а потому уже после обработки что-нибудь взять себе. Второй – ревизия и переработка (как в гештальт-терапии) и установление рабочих отношений с “голосами в голове” (как в “системной семейной терапии субличностей”.

А самое чудесное в книге, что из всего мрака и холода главная героиня находит выход. Не теряет доверие миру после предательств. Хранит верность тем, кого любит. Книга дает надежду, что как бы жестока ни была жизни, рано или поздно можно будет установить мир.

Источник

Комментарии


искала именно такой психологический разбор книги 👍

Да, в книге именно крута психологическая составляющая.

У меня еще такая мысль пришла про архетипы. Сцена где она приходит в воспоминаниях на могилу матери, которая предстает сначала в образе отвергающей матери, потом главная героиня понимает что "мать любила ее" - и после этого этот же образ меняется на образ женщины (разведчицы по сюжету), с которой она договаривается:

" Я не хочу вас уничтожать. Мне хотелось бы все узнать о вас, учиться у вас. Я не капитулирую перед вами, но если станете моей союзницей, для вас всегда найдется место."

Если не рассматривать эти диалоги и события как разговор персонажей книги (мать, шпионка), а скорее, как разговор во сне с внутренними Я, то получается, что это намного глубже. Что-то близкое к Архетипам.

Ну, и в этой же сцене меняется медведь: сначала он большой, потом - маленький, потом - снова большой.

Пытаясь утешить себя, она представляла, что покоится на брюхе гигантского медведя, который больше Уайтхоллоу, больше Гризхейза, его мех гуще летней травы, а вдохи и выдохи похожи на покачивание галеона.

Медведь теперь стал маленьким медвежонком, и из крошечной пасти неслось тихое жалобное поскуливание.

Медведь на руках стал больше и тяжелее, и Мейкпис пришлось положить его на землю.
..взглянула на медведя, который тем временем вздыбился во весь свой рост.

Медведь - это Ид по Фрейду. Не разговаривает, не все понимает (слова), но точно чувствует опасность и когда ему не рады.

Героиня долго учится с ним взаимодействует. Иногда не понимает его, не доверяет, а потом понимает, что все-таки медведь хотел ее спасти и зря она ему не доверилась (2 раза такое есть в книге) .

И в конце объединяется с ним:

Но только не медведь. Медведь никогда с ней не расстанется.

Мейкпис не могла найти ту точку, то место, где кончалась она и начинался медведь. В том первом неуклюжем объятии душ они безнадежно переплелись друг с другом. Что бы ни случилось, куда бы она ни пошла, медведь будет рядом. Тому, кто будет знать ее, симпатизировать или любить, придется принять медведя. Теперь Мейкпис могла даже немного полюбить себя, зная что она – медведь.