Больше рецензий

fus

Эксперт

жижа сквернословий мои крики самозваные

26 июля 2021 г. 21:31

2K

3 Искусство не зеркало, а молоток...

...цитируя "великих классиков".

Вот и произошло то, чего я так жаждала и избегала одновременно, - я прочла Портрет Дориана Грея , даже перечитала, ведь моё знакомство с ним состоялось лет в 12-13, и из которого, признаюсь, я мало что помню.
В те года я нашла книгу жутко скучной и начисто лишённой каких бы то ни было "пикантных" подробностей. Что меня в итоге чрезвычайно разочаровало.

В принципе, моё впечатление не слишком-то и изменилось.
Добавим к вышеперечисленному ещё этакое эстетствующее декадентство. Вполне неплохо в умеренных дозах. Вот и все положительные изменения. Ну такое себе.

Сюжет, я надеюсь, ни для кого не секрет, оттого пересказывать его не буду.

Была бы я геем, Портрет стал бы моей "настольной книгой". И не удивлюсь, если у многих вышло именно так. Что объяснило бы сумасшедшую популярность.
Но я не гей. Посему, чувственные романтическо-поэтические образы нивелируются в моей системе ценностей конкретно содержанием.

Почему так? Постараюсь объяснить.

Уайльд в своей притче/повести, которую с какого-то лешего все гордо именуют романом, воплотил собственное триединство: художника, гедониста и...
кого? Гея? Красавчика? Эстетствующего болванчика? Ну, вы поняли. Должно быть, Дориан Грей - это Уайльд в квадрате. Или такая, "зелёная", молодая версия.
Святая троица. Не слишком ли ты высоко берёшь, а, Оскар? Ладно, тебе можно, паршивец.

Бэзил - художник, творец... если изволите, Бог. А ещё он - это Уайльд-поэт. Как сам Уайльд себя воспринимал, ясное дело. Творцом без изъяна. Люблю писателей, у которых всё в порядке с ЧСВ.
Лорд Генри - вот тот самый гедонист. Мефистофель, как не трудно догадаться. Личность сомнительная донельзя. И нет, он не "тролль" в современном значении, как часто пишут в рецензиях. Он свято верит во все свои убеждения, как и сам автор. Олицетворение уайльдовской светскости, всяких этих ваших викторианских "понтов". Модный малый, говорящий исключительно афоризмами. При этом ужасающе, просто вырвиглазно, сам себе противоречащий. Насколько я в курсе, Оскар Уайльд сам такой был. По крайнем мере, на людях.
И остался Дориан Грей - истинная красота, зелёная молодость, душа меж молотом и наковальней. Выбирайте значение себе по вкусу. По сути это просто глина, пластилинчик, поддатливый мальчонка. Уверена, автор хотел бы иметь такого, уж он бы его научил...

То, что "персонажи" не прописаны, это нормально. Они - три части одного, попробуйте на досуге удачно прописать собственные 33,333...%, посмотрим, что из этого выйдет.

Если говорить о книге как о художественном произведении с каким-никаким законченным сюжетом, хочется сказать следующее:

Дориан Грей - тюфяк без мозгов и даже без критического мышления. Он делает, а не думает. Полностью отсутствует самокритичность и здравый смысл. Виноваты все вокруг, но не он. Все проблемы от того, что он оказался манекеном без сути.
Не надо так. Вечное напоминание нам, грешным, что оболочка не суть главное. Но очень скучная, популяризированная трактовка.

В этой вымышленной реальности все женщины - суккубы и уничтожают всё прекрасное, которое может существовать исключительно в мужчине. Выход: вечное бобылянство и искренняя в своей чистоте мужская "дружба" ;)

Практически нет ни одного описания "пороков" Дориана. Ну ходил он в доки, с матросами якшался... наверно, ящики разгружать помогал, шотокого? ;) Да я понимаю, что автор на бухло, наркоту и проституток (проститутов?) намекает, так почему только лишь намекает? Почему не пишет? Не хотел палиться? ;) ;) ;)
Возьмём тогда в качестве примера Песни Мальдорора Дюкасса. Вот это "натуральный" декадант, даже удавился в неполные 25 лет. А не эти ваши рафинированные Уайльды. Вот Дюкасс писал прямолинейно и чётко. И раньше Уайльда лет на двадцать про всё написал, что надо...
Хотя, погодите, Лотреамон же француз... Пример отменяется. Пардон.

Эстетствующие читатели и иже с ними, не увидевшие гейских намёков...
вы серьёзно? ;) Не ну, я так-то без претензий. Мир, дружба, ЛГБТ, как говорится. Почему тогда, скажите на милость, такой гениальный и великолепный (в кавычках, разумеется) Лорд Генри двадцать лет "дружил" с пустозвоном Греем? Чё он от него хотел, он ж туповат? И не просто дружил, а снимал вместе с ним особнячок ;) путешествовал заграницу ;) Всё настолько на поверхности, что ничего удивительного в том, что общество того времени решило убрать Оскара на каторгу от греха подальше. Ещё можно было бы понять "высокую платоническую любовь" Бэзила, но шашни с Генри - это уже перебор ;)

И да, почему в официальной аннотации написано что-то о продаже души? Если вы считаете, что в этом Марлезонском балете замешан "Сотона", - вы ничего не поняли, перечитывайте.

Синдром поиска глубинного смысла в этом произведении у меня включился на всю катушку.
Это хорошо.
Увы, найденное меня нимало не прельщает.
Что плохо.

Вижу перед собой диалог Уайльда с самим собой. Местами пророческий (для него).
Такое ощущение, что автор - бездельник голубых кровей (в обычном значении), загоняющийся по пустячкам. Любитель пошловатой наружности. Пошловатой - в значении дорогой, вычурной, но безвкусной. Романтики, они такие, вечно на рожон лезут, не сидится им спокойно.

В целом понятно, почему Портрет остаётся признанным шедевром мировой литературы. Но то ли у нас с англичанами мнения не сходятся, либо действительно - простовато и наивно.

Пы. Сы.
Ох, Гюисманс , жди меня! Чую, встреча будет феерическая. Не даром ты меня преследуешь из книги в книгу.

Книга прочитана в рамках 16-го тура Игры в классики

Комментарии


Про продажу души - это ж отсылка к Фаусту. Жеж... вроде)

Так котируется потому что эти циничные цитатки очень хорошо и громко звучат. Это чистая эстетика безо всякого поучения или, если хотите, смысла.

Ну и в целом, наглядно оно - наслушаешься ценников и бездушно растратишься попусту)
Если бы не желание лучше понимать отсылки Екатерины Шульман - может быть и не брался бы)