Больше рецензий

23 июля 2021 г. 12:22

341

4 Теперь всё понятно

У меня очень смешанные впечатления от книги, но цель свою она по большей части выполняет. Только акцент смещён на прошлое всё-таки.

Я в современном искусстве не шарю от слова совсем. Как выглядит Поллок впервые здесь увидела. И я думала, что нам расскажут о временном промежутке последних пары десятков лет (Моне меня в этом плане почему-то не смутил в названии). Книга оказалась куда обстоятельнее, чем я ожидала. История здесь начинается с конца девятнадцатого века и львиную долю повествования занимают вполне себе всем известные художники типа Мане, Ван Гога, Гогена и Пикассо. Именно они первые отошли от классических канонов живописи и понеслось.

Автор сам не художник, он работал в галерее современного искусства Тейт. Это даже лучше, он разговаривает с нами абсолютно понятным языком, не скучно, поэтому , пусть вас не пугает объём книги, читается легко. При этом сам он признаётся, что его знания не очень обширные и глубокие, во что сложно поверить. Его повествование оочень подробное и хронологичное, затронуты и манеры, техники художников, и их личные жизни, взгляды и сообщества.

Сама суть рецензии одним абзацем:

Что-то рассказывать по сюжету нонфика бесполезно, а героев здесь десятки, а то и сотни. Скажу главное, я относительно разобралась, и мне всё стало гораздо понятнее, и что важнее, я теперь вижу взаимосвязи и параллели между течениями, что откуда пошло и для чего творилось, что подразумевали сами творцы. Что всё это значит. Книга очень добротная, не сложная и полезная для тех, кто хочет иметь представление об искусстве двадцатого века. После этого вы сможете по-новой посмотреть на различные предметы искусства и поддержать хотя бы небольшой разговор о них.

Есть и минусы, объективные и субъективные. Самый главный - это малое количество иллюстраций и даже половина от них чб. Вам надо будет читать рядом с планшетом или телефоном и постоянно гуглить, потому что иначе всё это бесполезно. Из личных недовольств - это политические взгляды и пристрастия автора. Я осознаю минусы России, но когда коммунизм ставят в соседнем предложении с Фашизмом, это пропаганда. И манипулирование фактами, говоря, что в России в начале двадцатого века процветал антисемитизм, что может и правда, но гордо называть Америку свободной страной в эти же года тоже неправильно. Ну и упорно повторять, что Америка давно сверхдержава искусства, когда сейчас самый дорогой Херст и загадочный Бэнкси из Великобритании, немного странно. У меня нет претензий к Штатам, у меня вопросы к объективности автора.

Немного жалко, что покупая книгу, я хотела больше узнать о Бэнкси и Баскии, например. О последнем здесь нет ни слова, но что же тогда, расчленёнка Херста это искусство, а стрит арт нет? О Бэнкси здесь всего пара страниц и ничего нового. Как-будто искусство, которое нельзя толком или легко продать не стоит отдельных глав. Так что по факту это книга о двадцатом веке, не двадцать первом. Поэтому перед покупкой подумайте, какое именно современное искусство вы хотите узнать поближе.

Книга прочитана в рамках игр "KillWish" и "Нон-Фикшн 21"