Больше рецензий

23 июля 2021 г. 11:34

2K

4 Невольная честность "красного графа"

Когда собралась написать рецензию, для которой требуется краткий пересказ произведения, неожиданно обнаружила, что этот многогранный, очень серьёзный и, не побоюсь этого слова, местами довольно тяжеловесный текст вполне можно пересказать просто, без затей. Даже как мелодраму.
Например, так.
1914 год. В Петербурге живут две сестры-красавицы: Катя – светская дама, жена модного адвоката, Даша – курсистка. Обе влюблены в знаменитого поэта. У Кати с ним преступный роман, Даша страдает, но делает правильный выбор и выходит замуж за хорошего человека – инженера Телегина. Революция. Муж Кати убит, она впадает в депрессию и хочет отравиться. Но в последний момент руку самоубийцы удерживает импозантный офицер Рощин, который и становится её новой большой любовью. Ещё одна революция, Гражданская война, все теряют друг друга. ..
К сожалению, дальше пойдут совсем уж спойлеры.
Для чего понадобился этот несколько ироничный пересказ фабулы? Да исключительно для того, чтобы показать, как на простеньком и местами даже банальном каркасе настоящий талант может выстроить грандиозную историческую эпопею о пути интеллигенции в революцию.
Сегодня читать эту эпопею тяжело сразу по нескольким причинам.
Во-первых, потому, что современному человеку, живущему в достаточном комфорте, страшно представлять время, когда воевала большая часть мужского населения России, причем воевала друг с другом – русские убивали русских; когда жизнь ничего не стоила, в любой момент человека могли «шлёпнуть» только потому, что кому-то не понравилась его физиономия – слишком простецкая или, наоборот, не в меру лощёная. И чем ярче автор показывает ту кошмарную бойню - которую Толстой не реконструировал, он в ней жил! - тем труднее пропускать её через себя.
Во-вторых, «Хождение по мукам» трудно читать из-за того, что вторая (особенно) и третья книги до такой степени перегружены описаниями военных действий, что местами текст, кажется, попросту сбивается на нон-фикшн. Причём явно в ущерб линиям главных героев, которые во второй книге почти не появляются. На время написания трилогии, да и несколько позже (вспомним «Блокаду» Чаковского) такой формат был классическим и приветствовался. Вероятно, потому что выполнял, в том числе, информационную функцию. Сейчас, когда жанры явно разделились, вся грандиозность военных действий в художественном тексте воспринимается с трудом. Появился более актуальный вариант создания эпопеи – например, «Московская сага» Аксёнова, где всё внимание автора, несмотря на грандиозность временнОго и географического охвата, отдано исключительно судьбам героев.
И вроде бы уже напрашивается совершенно очевидная третья (а может, первая?) причина, по которой трилогия Алексея Толстого мутновата для восприятия нынешнего читателя – её неизбежная политическая ангажированность, о чём выразительно говорит Сталинская премия. Но всё не так просто. Ведь что удивительно: со времени написания эпопеи решительно поменялись идеологические полюса, а трилогия жива и даже дала материал для нового сериала. Видно, талант художника оказался сильнее его политических установок.
Да, в книге явно чувствуется и декларативность, и заданность, и демонстративно пылкая, хотя и несколько натужная симпатия к советской власти. Тогда это было неизбежно. Но автор не был бы «третьим Толстым», если бы не сумел при всём при том создать достаточно правдивую картину трагических событий тех лет. Немало, например, в трилогии сказано о кровавом хаосе и беспорядках, которые творились в Красной армии в восемнадцатом году, когда бойцы мало того, что не подчинялись приказам - запросто могли расстрелять неугодного командира. А командарм Сорокин, в свою очередь, мог просто пачками расстреливать сослуживцев-соперников. Есть там и о грабежах («реквизициях»), и о продотрядах, и о немотивированной жестокости красных.
А главное – в эпопее таки прослеживается тема «интеллигенция и революция», хотя сейчас она видится отнюдь не в том ракурсе, в котором подавал её автор. Вспомним первую книгу трилогии – «Сестры». Как там стонет интеллигенция: «Ах, поскорее бы революция!» Буря! Скоро грянет буря! Катя с мужем, узнав, что уже вот-вот, от радости идут пить шампанское. И – грянуло! И первой же жертвой революции ( ну ладно – пусть второй, после аристократии) стала интеллигенция. Хорошо ( и тоже как бы не специально) это показано в горьковской «Жизни Клима Самгина». Кстати, как только грянуло, главный буревестник революции сначала схватился за голову, а потом спешно уехал за границу.
Не избежали этой мясорубки и герои романа, хотя автор практически насильно привёл их к утешительному, но малоубедительному нынче финалу. Однако чем меньше мы верим в такой финал, тем больше пищи для размышлений даёт трилогия.
Как известно, чем значительнее произведение, тем больше у него слоёв. Вот и в «Хождении по мукам», под идеологическим слоем, который, впрочем, легко соскребается, мощно проступает грандиозная картина переломных лет жизни России. И хотя духовные искания героев подчас напоминают решение задачки, которое старательно подгоняют к ответу, трилогия Алексея Толстого и по сей день не потеряла своей актуальности. Потому что, несмотря на всю ангажированность «красного графа» и гибкость его хребта, писателю в полной мере удалось передать трагедию бойни, где русские убивают русских.